23.01.2011

В чужой монастырь...

Умение эффективно общаться – уникальная способность, делающая человека успешной личностью. Находить контакт в сложившемся и годами проверенном коллективе, будь то школа, институт или организация, всегда проще. Но как подружиться с новым окружением?

Умение эффективно общаться – уникальная способность, делающая человека успешной личностью. Находить контакт в сложившемся и годами проверенном коллективе, будь то школа, институт или организация, всегда проще. Но как подружиться с новым окружением?

Отношения в любом коллективе строятся по принципу пирамиды. Сменив привычное окружение на новое, мы автоматически опускаемся на самый низ негласной иерархии.

Советы новичку
Первое впечатление может сослужить хорошую службу. Новые коллеги будут стараться извлечь максимум информации о новичке даже из его внешнего вида.
Не ждите, что новые коллеги обязательно встретят вас праздничным застольем, если даже такой прием вам организовали на прежнем месте работы.
Наблюдайте за общепринятыми нормами общения, за сложившимися традициями, старайтесь разделить их с остальными участниками коллектива.
В новой компании всегда найдется лидер, пользующийся всеобщим уважением. Постарайтесь наладить контакт с этим человеком, заручиться его поддержкой. Однако помните пословицу «Насильно мил не будешь» и не старайтесь чересчур навязываться.
Не отгораживайтесь от других – будьте готовы прийти на помощь. Но не стоит и чересчур переключаться на чужую работу – вами могут просто пользоваться.
Даже если вы уверены в своем профессионализме, не спешите заявлять о своих способностях. Во-первых, это может оттолкнуть от вас новых сослуживцев, а во-вторых, хорошего работника видно и без рекламы.
Анализируйте свои отношения с окружающими, находите способы себя совершенствовать, занимайтесь самообразованием в области практической психологии.
Прежде чем укорениться в новой среде, новичок должен пройти непростой период адаптации:
1. Первые два месяца, как правило, длится испытательный срок. В это время нужно постараться не выделяться ни в лучшую, ни в худшую сторону. Оптимально – занять позицию ученика, прислушиваться к тому, что советуют окружающие. Но не перегибайте палку.
2. Далее вам кажется, что вы уже достаточно прижились в новой среде, вы начинаете чувствовать себя более или менее комфортно. Будьте готовы, что вас будут сравнивать с прежним сотрудником, работавшим на вашем месте. К критике относитесь спокойно – все мы люди, и право на ошибку имеет каждый.
3. Завершающий период адаптации наступает тогда, когда вы полностью становитесь своим человеком. Это самое благоприятное время для поиска неких точек соприкосновения с коллегами. Если вам по пути, вы можете прогуляться вместе до остановки или пообедать вместе.
В первое время «акклиматизации» в новой атмосфере особенно важно расслабляться и отдыхать. Тогда работа не станет причиной беспокойства и отягощения в будущем. Из чужой и незнакомой обстановки старайтесь переместиться в круг близких друзей, где все вам знакомо, где вы чувствуете себя уютно и спокойно, где вы можете выговориться и выплеснуть эмоции. Если необходима эмоциональная разрядка посильнее, займитесь экстремальным спортом. Устали от общения – лучше отдохните дома или поспите.
И все же то, насколько хорошо новый человек войдет в коллектив, зависит прежде всего от самого коллектива. Кадровики советуют «принимающей стороне» не занимать отстраненную позицию и стараться помочь новичку. Не нужно забывать о том, что все мы когда-то где-то были новыми сотрудниками.

 Корнями из детства
Зажатость может быть результатом подсознательного нежелания вступить в контакт с другими людьми. Причины могут быть самыми разными: детская психологическая травма, неуверенность в себе. Быть может, вы занимаетесь совсем не тем делом, о котором мечтали всю жизнь. Недостаток самореализации также несет чувство угнетенности, и как следствие, возникают проблемы в контакте с окружающими. В таком случае нам неловко представлять себя, потому что мы далеки от своего же собственного идеала. Дух и тело должны жить гармонично. Тогда и уверенность в себе появится, и общение с  окружающими покажется намного интереснее.

Профессионалы не терпят провалов
Давно подмечено, что неудачи способны в одних вызвать апатию и нежелание бороться, а в других ничто не заглушит стремления к успеху. Почему это происходит? Впервые этим вопросом заинтересовался американский психолог Бернард Вайнер. Он считал, что данный механизм зависит от того, в чем мы видим причину своих неудач. Работник с меньшими способностями склонен считать, что хорошо выполнил задание из-за его легкости, и относит частые неудачи на счет собственной некомпетентности. И наоборот – более успешные люди видят причину своих достижений в достаточной подготовке, тогда как «провалы» – следствие недоработок.

Профессиональная консультация

Борис Кулябин, психолог:
– Обычно поведение сотрудника определяется двумя факторами: внутренним – его мотивацией и психологическим состоянием и внешним – традициями, которые сложились в коллективе. Прежде всего нужно четко выделить свои мотивы. Для чего вы пришли именно сюда? Диссонанс между ожиданиями и тем, что мы получаем, может привести к серьезным психологическим проблемам. Четко расставьте для себя приоритеты и цели, постарайтесь проанализировать и понять, действительно ли вам нужна именно эта работа, поможет ли она вам достичь того, чего вы действительно хотите? Хорошо бы, чтобы состояние человека, с одной стороны, отвечало его запросам, а с другой – не противоречило атмосфере в коллективе. Скрытый внутренний конфликт может помешать вам успешно себя реализовать.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика