15.01.2008

Дети цвета индиго

Наша новая рубрика «Сдвиг по фазе» – о том, во что играют и от чего сходят с ума сегодняшние взрослые. Из всех увлечений последних лет, пожалуй, самая серьезная заявка – дети индиго.

Человек – существо увлекающееся. Мы любопытны от природы, падки на новое и легко подвержены разным поветриям. Наша новая рубрика «Сдвиг по фазе» – о том, во что играют  и от чего сходят с ума сегодняшние взрослые. Из всех увлечений последних лет, пожалуй, самая серьезная заявка – дети индиго.

Гости из будущего?

Если вы хотите увидеть ребенка индиго, сделать это будет легко и… невозможно. Легко – потому что с каждым годом таких детей, как утверждают уверовавшие в индиго, становится все больше и среди нынешних новорожденных их уже 90 процентов. Невозможно, потому что индиго – это не диагноз, не научный термин, он не означает ничего такого, что бы вы могли увидеть, услышать, потрогать или подвергнуть вообще какому-либо анализу. Индиго – это цвет ауры. На этом месте материалисты, как правило, теряют интерес к теме. Фанаты же теории индиго принимаются рассказывать про суперинтеллект, экстрасенсорные способности, феноменальную интуицию таких детей, про их умение видеть и слышать ангелов и то, что в конечном итоге эти уникумы, как более совершенная человеческая раса, сформируют новый мир.

На интернет-форумах, где общаются индиго-родители, появляются и такие утверждения. Там очень любят

ссылаться на неназванных ученых, безымянных генетиков, абстрактных специалистов – и приписывать им те или иные открытия, подтверждающие невероятные способности и особенности детей индиго. Между тем ни одного научного исследования индиго, по крайней мере в нашей стране, не проводилось. Прежде всего потому, что неизвестно, кого считать индиго и по каким критериям их можно было бы изучать.

Плотный эзотерический налет ужасно раздражает специалистов – тех же психологов, педагогов и врачей, которые, по мнению пропагандистов индиго-феномена, должны немедленно приняться за изу-чение «новых» детей. А они почему-то не спешат. Оставляя по понятным причинам без комментариев заявления насчет способностей индиго к ясновидению и диалогам с ангелами, они объясняют свою пассивность тем, что не видят в этой теме сенсационности. Да, наши дети не похожи на нас 30–40 лет назад, однако в природе ничто не стоит на месте, все меняется, и человек в первую очередь.

– Серьезные ученые не занимаются специально темой индиго, потому что за ней стоит много всякого – понятного и вымышленного, очевидная реальность и откровенная дешевая сенсация, – считает известный психолог Виктория Юркевич, заведующая лабораторией «Психология одаренных детей» при Московском городском психолого-педагогическом университете. – То, что называется индиго, объединяет самые разные типы детей, отличающихся от стандарта по поведению или мышлению – это и дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), и аутисты, у которых могут быть удивительные интеллектуальные способности, и вундеркинды, и просто креативные дети, которые в истории человечества были всегда. А уж какая у них аура, голубая или индиго, я не знаю – как не знаю и того, каким образом вообще ее можно увидеть. Опасность веры в индиго я вижу в том, что начинает насаждаться практически новая религия. Человечество, безусловно, меняется, и явно меняется развитие ребенка, но неумеренные эпитеты, все эти разговоры о детях-пришельцах, о новой расе не дают понять, что на самом деле происходит с детьми. Я считаю, что не проблемой индиго надо заниматься, а разумно изучать то, что именно представляет собой новое детство.

Эмиль из Леннеберги

Шумиха вокруг индиго началась, когда в 1999 году в США вышла книга супругов-психологов Ли Кэрролл и Джен Тоубер «Дети индиго». Коммерчески успешная, она сделала эту тему еще и очень прибыльным бизнесом – авторы, а теперь и не только они, стали вести обучающие семинары, распространять видео- и аудиозаписи этих занятий, появились бесчисленные пособия по воспитанию индиго. Родители, чьи дети психологически чем-то отличались от сверстников, широко раскрывали кошельки.

Не всем, но многим из таких детей был поставлен диагноз СДВГ. Именно детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности чаще всего и называют сейчас индиго.

Пока такой ребенок маленький, он умиляет взрослых: непоседливый, любопытный, постоянно попадает в истории – эдакий Эмиль из Леннеберги с супницей на голове. Поводов для тревог у родителей пока нет: с его физическим развитием все в порядке, что же до умственных способностей, то такие дети часто намного опережают в развитии сверстников. Он как бы себе на уме, может быть недетски серьезным, легко играет в одиночестве – даже лучше, чем с другими детьми, быстро учится новому. Но вот начинается школа. Нужно выполнять задания – ребенок не слушается и вообще, кажется, не слышит; нужно подолгу сидеть – у него шило в известном месте; нужно общаться со сверстниками – ему это неинтересно, а то и неприятно, возникают ссоры и даже драки.

– Диагноз СДВГ сейчас на слуху, и любой психолог в садике готов его поставить, если ребенок очень активный или плохо слушается, – говорит кандидат психологических наук Ирина Млодик. – Хотя дело может быть совершенно не в этом: понятие нормы для маленьких детей слишком широко. Для того чтобы говорить о СДВГ, нужны длительное наблюдение за ребенком и обследование. Этот диагноз обычно ставят начиная с младшего школьного возраста.

Хорошие мамы не ругаются?

В книге Кэрролла и Тоубер впервые появилось утверждение, что СДВГ – это ярлык, который убивает в ребенке индиго его индивидуальность. И многие родители вздохнули с облегчением – куда приятнее думать, что болезнь на самом деле не болезнь, а лишь природная особенность. 

Сталкиваясь с теми, кто не разделяет эту точку зрения, родители детей индиго отгораживаются: «Мой ребенок не как все, таких никогда не понимали» или: «Вы не поверите, пока не увидите». Действительно, понаблюдать за детьми с СДВГ стоит. 5-летняя Маша, получив от мамы нагоняй за драку со старшей сестрой, уходит из комнаты с высоко поднятой головой и словами: «Хорошие мамы не ругаются», предложение убрать игрушки игнорирует: «Если буду убираться, то в конце концов вырасту уборщицей». Родители 8-летней Ани переживают, что дочка не закончила контрольную по математике – просто отключилась в процессе: первое довольно сложное задание сделала блестяще, а за оставшиеся пустяковые примеры даже не принималась. Учительница рассказывает, что на переменах девочка ведет себя странно – просто бегает по коридору кругами или в одиночестве поет, обнаруживая при этом замечательный голос и большой репертуар. Необычные? Несомненно. Индиго? Возможно, почему бы и нет. Родители Маши и Ани одно время почти примкнули к индигоманам, но оказалось, что куда больше цвета ауры их волнует вопрос, как помочь дочерям справиться с трудностями, которые возникают уже сейчас, и сделать так, чтобы их особенные девочки не чувствовали себя особенно несчастными.

В теории индиго, несмотря на псевдонаучность, много ра-зумного. Уважать своего ребенка. Учиться у него и вместе с ним. Объяснять, не пытаться подавлять. Давать возможность выбора. Не лгать – не из-за неких телепатических способностей индиго, просто не лгать. Психолог Ирина Млодик считает, что таким детям нужна мягкая адаптация – когда рамки есть, но учитываются потребности ребенка:
– Для ребенка с дефицитом внимания, например, неплохо бы подобрать школу, где учится меньше детей, где ему будут уделять больше времени, не станут сильно вдавливать его в общие рамки, ведь он это переносит тяжело. Он все равно останется в чем-то необычным, но адаптируется к этому миру, а постепенно и общество подстроится под таких детей. Их реально становится больше, и когда-то они, возможно, смогут продвинуть нас далеко вперед. А пока надо приспосабливаться друг к другу – для того, чтобы особенные дети не чувствовали себя изгоями, а мы не потеряли целое поколение детей.

наша справка

Термин «дети индиго» впервые появился из уст, вернее, из-под пера американки Нэнси Энн Тэпп – экстрасенса, которая в конце 70-х годов «ясноувидела», что аура некоторых детей имеет темно-синий цвет. Оставив работу в Университете в Сан-Диего, она написала книгу «Как разобраться в жизни с помощью цвета», вышедшую в свет в 1982 году. В ней Тэпп утверждала, что цвет ауры человека определяет его способности и влияет на судьбу, впервые дала психологическую характеристику детям индиго и назвала их людьми будущего.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика