28.12.2007

Он нашел свидетеля убийства Распутина

Питерский коллекционер Владимир Дерябкин собрал уже больше 300 граммофонов

Питерский коллекционер Владимир Дерябкин собрал уже больше 300 граммофонов

Немного на белом свете найдется людей, которые собирают граммофоны. Один из них – петербуржец, заслуженный артист России Владимир Дерябкин. На сегодняшний день в его коллекции хранится более 300 поющих машин. А увидеть все это звучащее ретровеликолепие можно в первом и единственном пока в России частном музее граммофонов.

Рыскал по свалкам, чердакам и подвалам

Первый граммофон у Владимира появился более 30 лет назад. В те времена Дерябкин еще работал в питерском цирке – дрессировал бурых медведей и выступал как клоун. Для нового номера ему понадобился старинный граммофон с большой трубой и деревянным корпусом. Искомый аппарат удалось отыскать в Краснодаре.
– Мы с цирком были в этом городе на гастролях, – рассказывает «ЖГ» Владимир Дерябкин, – и я увидел на улице деда, проигрывающего пластинки на граммофоне. Вокруг толпа зевак. Все слушают с удовольствием. Когда уличный концерт был окончен, подошел к старику, предложил ему кругленькую сумму. Но дед обиделся – даже торговаться не стал. А вечером пришел я к нему домой в полной цирковой амуниции. Извинился, все объяснил, пригласил на вечернее представление. В результате дед граммофон свой так мне отдал, ни копейки не взяв.
Этот аппарат и положил начало коллекции Дерябкина. С тех пор Владимир Игнатьевич ищет поющие машины по всему свету. Многие граммофоны и патефоны он нашел на свалках, чердаках и в подвалах. Что-то покупал в различных городах нашей страны и за рубежом. Только из Краснодара привез 14 раритетных экземпляров. Словом, куда бы Владимир Игнатьевич ни ездил с родным цирком, везде искал граммофоны и готов был проехать тысячи километров, чтобы добыть новый экспонат для коллекции. Большинство из них нужно было реставрировать, восстанавливать механизм. Вместе с граммофонами покупал и старые пластинки. Теперь в музее можно послушать прижизненные записи Шаляпина, Вари Паниной, Ермоловой и Варламова.

Датые гости потребовали концерт

Сейчас у Дерябкина более 300 граммофонов и патефонов. История появления каждого из них в коллекции достойна отдельного рассказа. Что, собственно, и делает Владимир Игнатьевич, когда проводит экскурсии. А рассказчик, к слову, он блестящий.
– Однажды на гастролях где-то в российской глубинке узнал, что у одного местного на даче имеется старинный фонограф, – вспоминает Дерябкин. – За аппаратом поехал сразу после выступления, даже цирковой костюм не успел снять. Приезжаю, а там свадьба в самом разгаре. Гости уже навеселе, увидели меня в клоунском наряде, обрадовались. Пришлось им целое представление показать, чтобы заполучить нужный аппарат.
Бывало, Владимиру приходилось применять весь свой ум и смекалку, чтобы заполучить заветный раритет. Например, в Саратове после циркового представления Владимир Игнатьевич отправился за редким трактирным тумбовым граммофоном, и опять в цирковом костюме. Дверь открыла пожилая женщина и ахнула: «Ой, клоун приехал из цирка!» Дерябкин объяснил причину визита. Предложил за аппарат 300 рублей. Сын хозяйки согласился быстро, а мать пришлось уговаривать куда дольше. Не хотела женщина расставаться с граммофоном: мол, это память о покойном муже. В конце концов и ее Дерябкин уломал, но самое сложное ожидало впереди. Вынести громадный аппарат из комнаты было непросто, ведь одна из створок двери была забита, заклеена обоями и заставлена шкафом. Дерябкин понял, что хозяйка дверь ломать не даст, и попросил своего ассистента увести ее под любым предлогом. И пока женщина показывала сад, Дерябкин с сыном отодвинули мебель, отодрали обои, оторвали плинтус и вынесли граммофон. Затем все вернули на место, а сын, пересчитывая купюры, пообещал опешившей матери оклеить новыми обоями не только дверь, но и весь дом.

Не продаст ни за какие деньги

Владимир Игнатьевич шутя выдвигает свои версии и гипотезы происхождения некоторых аппаратов. Например, один граммофон из его коллекции мог принадлежать Шаляпину или близким друзьям певца: аппарат сделан в ту эпоху и сконструирован без трубы. Такие безрупорные граммофоны в то время устанавливались в богатых домах. А дворцовый граммофон, выполненный в стиле ампир, возможно, был свидетелем убийства Распутина. На финал рассказа Дерябкин оставляет скромно стоящий в углу уникальный музыкальный аппарат, сделанный по личному заказу графа Воронцова, который даже на граммофон-то не похож. Действительно, небольшая скульптура русалки выглядит просто интерьерным украшением. Глядя на этот аппарат, только специалист может определить, что стоит откинуть крышку, как наружу выскакивает граммофонная труба. А если опустить монетку в щель, диск станет вращаться и сквозь потрескивания зазвучит старинная песенка. Коллекцией Дерябкина интересуются не только простые посетители питерского музея, но и коллекционеры со всего мира. Один из них – мультимиллионер из Южной Кореи Сон Сунг Мон давно положил глаз на некоторые аппараты Дерябкина. Не один раз пытался купить у русского коллеги понравившиеся ему граммофоны, но Владимир Игнатьевич дал понять, что ни за какие деньги на сделку не пойдет. Мол, все экспонаты его музея останутся в России. Сам же продолжает искать новые экспонаты для коллекции. Теперь вот разыскивает граммофон со стеклянной трубой. Говорят, такой аппарат видели в Нижнем Новгороде.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика