Однако, как свидетельствуют наблюдения американских врачей, герой Шефнера волновался абсолютно напрасно: в космосе этот недостаток сам собой исчезает. Статистика неумолима: во время полетов космонавты храпят в 16 раз реже, чем на Земле. Так что пока вся мировая медицина пытается найти действенное средство от храпа, для космонавтов решение этой проблемы – побочное следствие профессиональных издержек.
А вот интересно, бывали ли врачи в космосе? Первым врачом в космосе оказался Борис Егоров. 12 октября 1964 г. на корабле «Вос-
ход-1» он отправился в экспедицию вместе с Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым. Полет длился 1 сутки 0 часов 17 минут 3 секунды. Личный позывной Егорова в том полете был «Рубин-3». Так что, как видите, у врачей тоже есть «свой Гагарин». Между прочим, именем Бориса Егорова – врача и космонавта названы кратер на обратной стороне Луны и астероид №8450.
А вот следующего полета медика на орбиту пришлось ждать еще долгие 20 лет. Так что «Германом Титовым от медицины» выпало стать в феврале 1984 года Олегу Атькову. Занятно, что по первоначальному плану Атьков должен был лететь в составе экспедиции вместе с тем самым Феоктистовым, с которым летал в космос Егоров. И задача у Атькова была конкретная: проконтролировать влияние космических перегрузок и факторов космического полета на здоровье пожилого организма. А точнее – наблюдать за здоровьем 56-летнего Феоктистова. Однако незадолго до старта состояние здоровья Феоктистова резко ухудшилось, и он не полетел. Но полет Атькова отменять не стали.

А есть ли профессиональные заболевания космонавтов? Видимо, к таковым стоит отнести гиподинамию, атрофию мышц, изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, влияющей на перераспределение крови в организме и обмена веществ. Вот весь этот букет и становится объектом пристального изучения космических врачей – людей, которых 12 апреля можно с полным основанием поздравить с профессиональным праздником.
С Днем космонавтики!