07.05.2007

Хочешь кредит? Рейтингом не вышел!

Герои кредитных историй Получение ссуды в банке – как соревнование. Не все доходят до финиша. Российские банки и Бюро кредитных историй начали присваивать заемщикам так называемый личный кредитный рейтинг – некое количество баллов, по которому банкиры судят, стоит ли с этим клиентом связываться.

Чем выше оценка, тем больше шансов на получение займа. Банки тоже «аттестуют» всех претендентов на кредиты, но у Бюро кредитных историй, а также бюро переводов поле деятельности пошире – в базе каждого из них хранится по несколько миллионов кредитных историй всех граждан, которые в последние 1,5 года брали кредиты и дали свое согласие на передачу этих данных в Бюро кредитных историй (БКИ).
–В нашей оценочной шкале – от 0 до 999 баллов, – рассказал «Собеседнику» генеральный директор БКИ «Экспириан Интерфакс» Василий Дубов. – Это не только сведения из кредитной истории о том, как человек возвращал взятые ранее кредиты, но и некоторые характеристики потенциальных заемщиков. На основе статистики составлены портреты потенциально положительного и отрицательного заемщика. Например, у женщины лет 40, с пропиской в городе, где она берет кредит, с ребенком, супругом и трудовым стажем на последнем месте работы не менее полугода оценка, вероятно, будет выше, чем у молодого человека до 22 лет, который не женат, снимает квартиру и часто меняет работу.
– Такие оценки, как правило, заимствованы на Западе и, по мнению многих экспертов, не годятся для России, – считает гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев. – Если на Западе высокооплачиваемый человек регулярно платит за квартиру и по кредиту, то у нас человек с таким же уровнем доходов часто склонен не платить налоги и годами копить счета по квартплате.
Единой системы оценки потенциальных заемщиков в нашей стране нет. В одном БКИ позиция «разведен» – это минус (склонен отказываться от взятых на себя обязательств), в другом,  наоборот, плюс (не тратит на семью). Были случаи, когда один и тот же человек одновременно получал «категорический отказ» в одном банке и «категорическое согласие» в другом.
Но есть объективные данные, с которыми не поспоришь.

Бюро обзавелись «Охотником»

 



В поле зрения БКИ сегодня попадают сведения об оплате мобильных, стационарных телефонов и Интернета. Клиент, который наговорил по мобильнику на несколько тысяч, а потом просто сменил номер, «опустил» свой кредитный рейтинг пунктов на 100 сразу. В будущем БКИ начнут получать данные и о долгах по квартплате. Правда, случится это, по прогнозам экспертов, не раньше, чем закончится вечная реформа ЖКХ и коммунальное хозяйство перейдет на рыночные рельсы.
Одно из БКИ с апреля этого года по соглашению с Федеральной миграционной службой получило доступ к базам паспортов граждан, и как оно само утверждает, может в режиме реального времени проверить на подлинность паспорт каждого, кто обратился в банк за кредитом. Бюро также прогоняет потенциального заемщика по 10-миллионной базе юридических лиц – чтобы выяснить, насколько надежный у заемщика работодатель. Если фирма на грани банкротства или под следствием, шансы получить кредит у работников такого предприятия сильно уменьшаются. Еще одна база данных, которая появилась на вооружении Бюро кредитных историй – «Хантер», в переводе с английского «охотник». Эта система вылавливает любые совпадения данных потенциального заемщика с базой кредитных мошенников – по адресу, номеру паспорта или телефона.
– Самый большой недостаток, – замечает Владимир Малеев, – что сам человек не может проверить сведения, которые на него есть в банке или БКИ. Многие искренне не понимают, почему оказались в черном списке. На Западе банки по закону обязаны объяснять клиентам причину отказа в выдаче кредита. Между прочим, довольно часто это происходит в результате какой-то ошибки, которая просто переходит из одной базы в другую.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика