Новости дня

19 сентября, среда










































18 сентября, вторник



Жидкий символ США

0

«Кока-Кола» – один из самых узнаваемых брендов в мире: эксперты оценивают его стоимость более чем в 70 миллиардов долларов. Неудивительно, что именно об этой супергазировке и решил рассказать ведущий рубрики «История бренда» телезнаток Ровшан Аскеров.

Бутылка, из которой вылез Санта-Клаус
Каждый год 31 декабря… Нет-нет, не в баню мы ходим, а верим, что придет румяный упитанный бородач с севера и раскроет для нас свой щедрый мешок с подарками. А между прочим, сам Санта-Клаус, вернее, этот образ добряка на оленьей упряжке – также является подарком. От шведского художника Хаддона Сундблома, вложившего всю свою фантазию в разработку заказа на рекламный постер для «Кока-Колы»… Да-да, именно поэтому Санта-Клаус предпочитает красно-белую гамму в одежде (а вовсе не потому, что болеет за московский «Спартак»!). С конца 1931 года автопортрет Сундблома в одежде фирменной расцветки «Кока-Колы» начал завоевывать популярность по всей Америке.

Вначале был напиток без газа с мерзким вкусом

…А начиналось все в конце позапрошлого века. Юг США все еще зализывал раны, болезненно переживая поражение в Гражданской войне. Люди искали утешения в религии и… патентованных лекарственных средствах. В те годы южане развернули непримиримую борьбу с пьянством, и фармацевты Атланты, недолго думая, заменили в своих микстурах опальный спирт на… кокаин. В те годы он считался морально чистым и не вредным для здоровья.
Вот тогда-то аптекарь Джон Пембертон и изменил рецептуру своей «Французской винной коки», продаваемой под маркой «тоник, стимулирующий работу мозга». Спирт в новой настойке Пембертона заменило вещество, которое аптекарь экстрагировал из орехов колы, завезенной из Африки. От бывших рабов-негров Пембертон слыхал, что кола как рукой снимает похмельный синдром. В результате в бутылочках Пембертона действительно оказался потрясающей силы тонизирующий напиток, но с ужасно мерзким вкусом. Уйма времени ушла на поиск оптимального рецепта, устраняющего горечь.
Кстати, на заре своей жизни символ нынешней Америки вовсе не был газированным. Бурый густой и сладкий сироп продавался в обычных банках из-под пива по 25 центов за штуку. Революция случилась в тот день, когда страдающий от похмелья покупатель, явно враждующий с обществом трезвенников, вошел в лавку аптекаря Якобса и попросил у продавца баночку нового сиропа.
– Разведи его водой, – попросил страждущий. История сохранила нам имя продавца, стоявшего за прилавком в тот день. Уилли Венэйблу было лень идти к крану.
– Ничего, сэр, если я разведу вам колу содовой?
– Только скорее, а то голова просто раскалывается.
Сказано – сделано. Эффект был подобен захвату форта Самтер в годы войны.
– Эй, парень! А ведь так куда вкуснее!
После этого вся Атланта перешла на смесь сиропа от Пембертона с содовой. Ушлый изобретатель напитка тут же сменил рекламный слоган и стал продавать микстуру не как «средство от всех болезней», а в качестве тоника, придающего новые силы. Ну а введение сухого закона сыграло на руку завоевательной политике «Кока-Колы»: за один только год объем продаж вырос с 25 галлонов до 1049. Впечатляет?
Уже через год после появления бренда «Кока-Кола» на рынке Америки Уилли Венэйбл, сделавший напиток газированным, выкупил у Пембертона 2/3 доли компании. Кстати, инвентарная опись, составленная Пембертоном для перепродажи своего бизнеса, дает кое-какую информацию к размышлению о секретном рецепте волшебного напитка: масло лимона, масло лайма, масло мускатного ореха, экстракт муската, экстракт листьев коки, ванилин, цитрусовая кислота, апельсиновый эликсир, масло нероли (цветков апельсинового дерева), кофеин.

Кошерный ингредиент «Мерханди 7-Х»
Сегодня ряд источников уверяет, что в число ингредиентов «Кока-Колы» входят газированная вода, жженый сахар, фосфорная кислота, кофеин, экстракт из опавших листьев коки, орехи гоора и ко всему этому добавляется состав под названием «Мерханди 7-Х», тот самый суперсекретный главный ингредиент. Причем настолько секретный, что из-за него едва не возникли проблемы с продажей напитка в Израиле.
Как известно, компании-производители пищевых продуктов, выходя на этот рынок, обязаны получать заключения раввинатов о кошерности их продукции. И как тут быть, если «Мерханди 7-Х» – тайна за семью печатями? В раввинат был подан список, в котором были не только все ингредиенты «Кока-Колы», но и прочие, не входящие в рецепт компоненты. Но все, безусловно, кошерные. Однако какие истинные, а какие для маскировки – загадка для шпионов и конкурентов.
Любопытно, что изобретатель напитка, ставшего едва ли не главным гастрономическим символом страны наряду с гамбургером и попкорном, умер в нищете всего через два года после того, как была продана первая бутылка «Кока-Колы». Он был похоронен на кладбище для бедных, и лишь спустя 70 лет ему поставили каменное надгробие. 
Перед смертью Пембертон продал остатки бизнеса Азе Кандлеру, который позже всего-то за 2300 долларов с потрохами выкупил у Венэйбла все производство. А в 1903 году Кандлер под давлением антикокаиновой кампании, обвинившей «кока-колу» в распространении допинга, изъял из рецепта кокаин. И с тех пор химическая фабрика в Нью-Джерси, единственная в США легальная контора по производству медицинского кокаина, продает компании «Кока-Кола» обезвреженные листья. И еще пару слов о рецептуре: известный знаток Темных и Светлых дозоров писатель Сергей Лукьяненко искренне утверждает, что ортофосфорная кислота, входящая в состав «Кока-Колы», добавляется туда с простой и прагматичной целью – подсушивать полость рта, вызывая жажду. Что ж, вполне убедительная версия.

СССР – это 22 млн квадратных км без рекламы «Кока-Колы»
Постоянство эмблемы стоило «кока-коле» непопадания в культовый фильм Роберта Земекиса и Роберта Гейла «Назад в будущее». Дело в том, что создатели ленты отказались от рекламных денег компании лишь потому, что с 1955 года по 1985-й (годы, когда разворачиваются действия в картине) никаких изменений в ее логотипе, придуманном в 1886 году партнером Пембертона Фрэнком Робинсоном, не произошло. Чтоб вы знали, именно его витиеватым почерком и написаны два знаменитых слова на красном фоне. Ну и как передать изменения за 30 лет, спрашиваю вас? А вот извечный конкурент «коки» – «пепси-кола» попала в этот фильм, потому что логотип меняла.
Впрочем, это не единственный случай, когда «пепси» выигрывала битву у «коки». В 1979 году именно «Пепси-кола» стала первой западной компанией, нарушившей монополию «Буратино» на лимонадном рынке СССР. Был построен завод по производству этой американской сладкой газировки. Будущий лауреат Нобелевской премии, колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес так и назвал свой очерк о поездке в Советский Союз – «22,4 миллиона квадратных километров без единой рекламы «Кока-Колы». Отыгралась «кока-кола» сравнительно быстро. И помогла ей в этом Олимпиада-80, проводившаяся в Москве. Перед Играми разразился скандал: в СССР производилась и продавалась только «пепси-кола», а генеральное соглашение с МОК на эксклюзивное обслуживание всех Олимпийских игр было у «Кока-Колы». В итоге на всех олимпийских объектах в СССР на время соревнований продавали только «кока-колу».
В 1950 году американский журнал «Тайм» впервые поместил на обложку изображение не человека, а предмета – бутылку «Кока-Колы». Тот же «Тайм» в 1986 году писал, что изменить традиционные форму и содержание этого предмета – все равно что надеть мини-юбку на статую Свободы. Столь узнаваемую форму бутылки придумала женщина – Рут Комианиси из Индианы в 1914 году. За основу, кстати, была взята юбка годе с перехватом ниже колен. Потому что эту форму посчитали наиболее сексапильной.

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания