Закошмаренный Черкизон

Вокруг закрытого Черкизовского рынка продолжают кипеть страсти. То изгнанные отсюда китайцы своей миграцией на другие рынки едва не довели до греха местных торговцев: на рынке «Садовод» стоял вопрос о перекрытии МКАДа. То их коллеги с российскими паспортами явились в приемную Медведева, а наши чиновники рассказывают о выявленных на Черкизоне сифилисе, туберкулезе, СПИДе и пр. При этом, как водится, люди мало кого волнуют…

Товар выкупают

На рынке продолжается уже нелегальная жизнь. Торги там не ведут, но продавцы еще крутятся. Картина осадного положения впечатляет. Все подъезды буквально оцеплены милицией, перекрыт Сиреневый бульвар, дежурят автобусы с омоновцами. Вереница грузовиков стоит под погрузку, но очереди к ним нет.

– Я сейчас заплатила 100 тысяч рублей, чтобы мне разрешили вывезти товар, – возмущается женщина. – Не со всех контейнеров можно свободно забрать свое. Мои соседи надеются, что рынок откроют. Я уже не верю. Хотя вывози не вывози – я разорена…

В аналогичной ситуации практически все, кто еще в июне вел дела на Черкизоне. И совершенно не важно, ушли люди на другие торговые точки столицы или выжидают. На улицы протестовать готовы выйти наши российские предприниматели. Да, несмотря на все ужасы китайского бедлама, показанные по ТВ, на рынке очень много отечественных коммерсантов. Это они пишут Медведеву, к ним приезжает высокая комиссия из администрации президента. Считавшие до недавнего времени друг друга конкурентами торговцы спонтанно объединяются, пытаются выжить и создают инициативную группу. Ее представители согласились встретиться с «Собеседником», правда, при этом они уверены, что писать сейчас будут только о сифилисе.

Миллионы в долг

– Нам в одну секунду перекрыли кислород. Закрыли якобы на санитарный день и больше не открыли, – начал с лету мужчина, который много лет занимался бизнесом на Черкизоне.
Кстати, несмотря на то, что на разговор бизнесмены пошли добровольно, многие боятся представляться, говорят, что они заложники ситуации.

– А мне терять уже нечего. У меня кредит 12 миллионов, – говорит Ольга Косец из Краснодара. Бизнес у них семейный: муж занимается дома цехом, в котором 50 женщин шьют брюки, сестра на Черкизовском торговала, а на Ольге, матери двоих детей, всё – договоры, закупка ткани, доставка, реализация и т.д.

Все собравшиеся – оптовики, которые продают продукцию наших производителей.
– Очень обидно слышать, что мы тут все торгаши, – возмущается Ольга. – Мы начинали с 5 швейных машинок. Это недавно я в Краснодаре у развалившегося камвольно-суконного комбината выкупила красильный цех за 12 миллионов рублей и с горем пополам получила сертификат евро 4. Хотела создать еще 200 рабочих мест – у меня договор с «Бразером» на поставку автоматизированной линии. И не надо думать, что я миллионами ворочаю. У меня в Краснодаре семья живет в двух комнатах, а в Москве на свою квартиру так и не заработали – снимаем.

Почему не заработали, объясняет Игорь, который когда-то был чиновником в Хабаровске, но потом ушел в бизнес.
– Мы все работаем на 15–20% прибыли, из которых высчитывается аренда, зарплата продавцов и т.д. Наш бизнес работает только на обороте. У очень многих висят кредиты, а склады забиты.


Евро за «вход»


Аренда – отдельная история. Мы с удивлением узнали, как наличка шла «мимо кассы».
– По бумажкам мы платили 5 тысяч рублей в месяц. А неофициально – еще минимум 65 тысяч, – считает Игорь. Ольга тут же уточняет, что она с 2 контейнеров отдавала около 200 тысяч. Это притом что оптовая цена на ее брюки – 300 рублей.

– А куда деваться, мы же должны как-то страховать свой товар, – поясняет мужчина, продающий шубы, сшитые в Пятигорске. Он не готов назвать свою фамилию – товар еще на рынке в контейнерах. – У нас как раз сейчас только сезон начнется. Мы держали места, все лето платили аренду. За день до закрытия деньги опять собрали…

Продавцы «сезонки» не могут себе позволить прерывать аренду, потому что «вход в сеть» стоит десятки тысяч долларов. Платить это ежегодно невозможно. Кстати, в связи с массовым переездом торговцев с Черкизона цены резко подскочили и на других рынках. В «Лужниках» нам рассказали, что «вход» подняли в 5 раз – до 50–60 тысяч евро. При этом уже есть первые кинутые. Китайцам активно продают места, а после проверок миграционной службы заставляют освободить их со словами: «Нам не нужны проблемы». Тем же, кто давно торгует на других рынках, предлагают доплатить несколько десятков тысяч у.е. «входных», иначе обещают их места перепродать черкизовским.


Поставки в бутики

Казалось бы, если все так непросто было на Черкизоне с той же арендой, почему люди так держатся за это место?

– У Черкизовского своя специфика – это крупный логистический центр. У нас отоваривались большинство региональных оптовиков и вся Белоруссия. По разным точкам Москвы им накладно кататься, – наперебой отвечают члены инициативной группы. – В регионах уже начинается товарный голод – цены поднимаются. Оптовики оттуда сейчас попробовали поехать в «Лужники», а там товар на 20–40% дороже из-за ажиотажа. Это ведь не только наши проблемы. В регионах после повышения цен автоматом начнут меньше покупать, а аренду им никто не снижает. Скоро и там начнут бизнес сворачивать. Еще месяц – последствия почувствуют и все покупатели. Между прочим, на том же Черкизоне не только оптовики отоваривались. Приходили к нам девочки из московских магазинов, набирали вещи, и к вечеру они у них в бутиках висели. Только на ценниках вместо рублей – евро. На 90% бутики тарятся здесь, потом берут малую партию импорта с официальными сертификатами и это всё разбавляют.

Торговцы признают, что далеко не все на Черкизоне были такие белые и пушистые.
– Среди китайцев, конечно, есть и нелегалы. Но мы за здоровую конкуренцию. Многие оптовики едут разом и за их дешевыми футболками, и к нам, – рассказывает Александр, который продает ростовскую кожаную обувь. У него в среднем пара стоит 500 рублей. – Пусть откроют рынок и проверяют: нашли контрабанду – конфискуйте, нелегал – оштрафуйте. Да я лучше нал за аренду – 50–70 тысяч заплачу государству. Плюс налоги – это еще около 40–50 тысяч в месяц. Дайте мне спокойно работать!


Поедут на Украину

– Мы не цепляемся за этот рынок, чтобы он стоял вечно. Я лично сам зимой устраивал забастовку в своем торговом центре, были проблемы с арендой, – говорит Леонид Развозжаев. Он занимается меховым бизнесом. Его шапки знают и в Кремле, и в мэрии, шубы в Киеве. Сырье Леонид берет и у наших, и у заграничных поставщиков, а отшивают все шапки в России. – Я представляю Союз производителей головных уборов. Мы проводим в Гостином дворе всероссийскую ежегодную выставку. На ней бывают и федеральные чиновники, и Лужков. У нас есть от него даже благодарственное письмо. Но вся страна может купить наши шапки именно на Черкизовском. У меня территория реализации – от Калининграда до Чукотки. Я продаю труд тысяч работников: это и пошив, и доставка, и выделка шкурок.

Наши собеседники о владельцах рынка говорят неохотно, больше переживают за бачей – таджикских грузчиков, которые уже почти месяц буквально голодают. Сочувствуют китайским миллионерам, оставившим все деньги в закрытых контейнерах – заграничные бизнесмены одалживаются у русских «на покушать».

– Мы просто просим у властей время. Нужна здоровая альтернатива, давайте перенесем весь опт из Москвы, но организованно, – объясняет позицию рыночников Леонид. – Мне вот звонили предприниматели из Воронежа, автобусы поехали на Украину, в Харьков, на такой же оптовый рынок. Там сейчас довольны – деньги из России едут.

Когда номер подписывался в печать, на Черкизовском еще ждали ответа из администрации президента. Хотя на рынке уже есть случаи мародерства, товар оптовики вывозить не спешат. Говорят, что пустые контейнеры за ночь сровняют бульдозерами с землей и потом уже никто ничего не добьется.

– Долго удерживать толпу невозможно. Регионы готовы собрать автобусы и приехать. Звонят и говорят, что на фиг перекроем все подъезды к Москве. Нельзя этого допустить!

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика