Новости дня

18 сентября, вторник













































Земфира Цахилова:  В театре Моссовета был «осетинский кишлак»

0

Ее воспитанники исключительно востребованы: участвуют в эстрадных программах, концертах, фестивалях, снимаются в кино… Земфира Цахилова – осетинка по происхождению, уроженка небольшого осетинского села, ныне  руководитель московского центра эстетики и красоты «Катюша» – успехами учеников довольна.

Выпускница Щукинского театрального, ведущая актриса Театра имени Моссовета, снявшаяся в 26 фильмах, лет 15 назад Цахилова оставила сцену и кино ради того, чтобы создать детское творческое объединение. Сегодня, оглядываясь назад, считает: поступила правильно.
Мы встретились в самом центре Москвы, на Тверской, где и располагается «Катюша».

Назвала центр именем первого пришедшего ребенка

– Земфира Аврамовна, как все же вышло, что вы, успешная актриса, решили посвятить себя детям?
– Если есть во мне какие-то способности, то в первую очередь педагогические – убедилась, воспитывая троих собственных детей. Когда в стране начались перемены, решила перестроиться вместе со всей страной. Как именно – было непонятно, знала только, что работать буду с детьми. Сначала вела кружок художественного слова, потом начала ставить с детьми какие-то драматические вещи. Потом назрела необходимость научить ребят красиво двигаться – это хореография, танец, спорт. И тогда я начала приглашать педагогов, стараясь, чтобы каждый из них был интересным, ярким человеком. Сейчас у меня преподают 11 специалистов. Каждого ребенка мы готовим разносторонне, формируем так, что потом самим приятно. Наши воспитанники постоянно выступают на различных праздниках. Вот недавно мы два дня работали на празднике «Ералаш», завтра на концерте читаем Пушкина. Работаем в программах Валентины Толкуновой, других артистов.
– А почему «Катюша»? Не по-осетински звучит…
– Вообще-то я ощущаю себя и осетинкой, и москвичкой – это неразрывно. Что касается названия, то я заранее решила назвать центр по имени первого ребенка, который ко мне придет. Первой пришла Катя Михайловская, она потом много снималась в передаче «Улица Сезам», фильме «Волшебник изумрудного города», других картинах. А еще при выборе названия мы, честно признаюсь, думали и о том, что если станут приглашать за границу, то никому не нужно будет объяснять, что название означает. Имя Катюша всем понятно, это визитка. Мы уже были в Париже и Берлине, все именно так и оказалось.
– Но откуда любовь к сцене у вас самой? Вы же выросли в осетинской деревушке, где и театра-то не было.
– Мама была заядлым театралом, она всегда ездила на спектакли в город Орджоникидзе (так в советские времена назывался нынешний Владикавказ. – Ред.), посещала все премьеры и постоянно брала меня с собой. Меня не хотели пускать в зал, ведь спектакли шли вечером, но мама умела упросить: «Да не волнуйтесь вы, она сейчас уснет!» Какой там сон! С тех самых пор я полюбила театр.
Когда у нас в селе открылась музыкальная школа, меня из-за возраста уже не брали учиться на фортепиано. Но я все равно пришла, поступила в класс баяна – и закончила музыкальную школу. Вообще я за все хваталась, была активисткой, мне прочили карьеру партийного функционера. А я все какие-то танцы ставила, пьески…
Хотя сразу после школы поехать в Щукинское не рискнула, для начала поступила у себя в медицинский, потом заочно в педагогический. Но затем бросила все – и отправилась в Москву. И поступила с первого раза!

Получила премию за роли национальных героинь

– Рассказывают, в свое время в Театре Моссовета существовал целый «осетинский кишлак»…
– Да, это было прекрасное время, конец 60-х. Нас в театре было трое осетин – я, Вадим Бероев и Татьяна Бестаева. Когда мы выходили втроем на сцену, говорили: «Ну вот, сегодня «кишлак» работает». Хотя кишлак – совсем не осетинское слово. В Осетии – аулы…
– Насколько мне известно, вам всегда приходилось делать выбор. Вот и между театром и кино выбирали…
– После Щукинского училища меня взяли в Театр Моссовета. Честно говоря, когда я вошла впервые в вестибюль этого театра как актриса, то думала, что это навсегда! Но судьба распорядилась иначе. Я стала сниматься в кино, долго и много. Жила между небом и землей, в самолетах. Однажды самолет задержался во Львове, и я опоздала на спектакль. Пришлось выбирать. я ушла из театра.
– Не жалели?
– Сначала жалела, потом перестала. К тому времени мне показалось, что произошла некая деградация театра. Когда приходила на спектакли, порой было даже внутреннее удовлетворение от того, что я не имею к этому никакого отношения.
– Когда стали сниматься в кино, ваша яркая внешность повлияла на характер предлагаемых ролей?
– Разумеется. Но в то время восточная яркость была скорее недостатком для актрисы. Это сейчас – чем экзотичнее, тем интереснее. Поэтому я снималась в основном на национальных киностудиях. К 60-летию образования СССР получила даже премию за исполнение самого большого количества национальностей в Советском Союзе. Кого только не играла: молдаванок, украинок, армянок, грузинок, таджичек, казашек, румынку, француженку и, конечно, осетинку. И что интересно, приезжаю в Туркмению, мне говорят: «Ну вылитая туркменка!» Я смеюсь: «Покажите хоть одну, которая на меня похожа!» Мне было даже немного грустно от своей универсальности, ведь учили, что самое ценное в человеке – это яркая индивидуальность, неповторимость. А тут вдруг оказываешься похожа сразу на всех…

Получается, только оставив сцену и кино, Цахилова добилась «возвращения творческой индивидуальности». Дети и родители из «Катюши» уверены: «Она такая одна!»
В этой удивительной женщине слились воедино мудрость восточных традиций и смелость экспериментатора. О традициях она говорит: главная – уважение к старшим, а основной приоритет осетинских семей – достойное воспитание детей. Детьми живут, ими гордятся, в них вкладывают всё… И москвичи, приходящие в «Катюшу», проникаются этим духом семейственности, сообща колдуют над костюмами, участвуют в подготовке концертов, вместе радуются удачам, помогают друг другу решать проблемы.
– Значит, выбор, сделанный 15 лет назад, был верным, – улыбается Цахилова. – Я счастлива, что все случилось именно так, как случилось.

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания