22.01.2008

Вячеслав Быков: В нашем хоккее много закулисных игр

Болельщики со стажем знают его еще как звезду хоккейной сборной СССР.

Болельщики со стажем знают его еще как звезду хоккейной сборной СССР. А сегодня тренер Вячеслав Быков вдохнул жизнь в погибающий ЦСКА, вернул веру в сборную России, которая выиграла уже два этапа Еврохоккейтура подряд. Надеемся, через пару недель Быков докажет, что бог любит троицу, и накажет европейских соперников еще раз. А сегодня он рассказывает читателям «Собеседника» о своей семье и объясняет, почему слывет диктатором и демократом «в одном флаконе».

Ребята могли хлестать водку

– Сборную СССР Виктора Тихонова когда-то называли непобедимой «Красной машиной». Вы сейчас, как и Тихонов, возглавляете не только сборную, но и армейский клуб.  Прозвище получили?
– Сборную образца 2007–2008-го сложно сравнить с «Красной машиной», мы еще не набрали тех оборотов, которые были в советское время. И состав нынешнего ЦСКА не тот, что был в 80-е. В советское время армейцы имели привилегию призывать в свои ряды любого хоккеиста. Мы можем обсуждать сейчас, правильно это было или нет.  Я думаю, неправильно собирать всех сильнейших игроков в одной команде. Это снижает интерес к хоккею, не дает развития. Сейчас мы стараемся вернуть в команду дух и традиции, которые существовали в те времена. Я не сторонник ставить штампы. Ярлык «Красная машина» был придуман американцами. Пусть соперники и дальше придумывают нам названия.
– В сборной вы постоянно говорите о комфорте в команде. А когда вы играли, были проблемы с этим самым комфортом?
– Раньше мы постоянно жили на сборах и раз в 10 дней, а то и реже видели родных и близких. Нас отпускали домой, как на случку. Я отрицательно ко всему этому отношусь. Долгая жизнь за границей очень сильно изменила мои взгляды на многие вещи.
– Но многие российские тренеры до сих пор убеждены, что визиты домой отнимают слишком много сил и энергии – жена потащила в магазин, нагрузила бытовыми заботами. А еще, не дай бог, поругаются…
– Все «за» и «против», которые получает спорт­смен, живя дома, надо взвешивать на аптекарских весах. Я бы с удовольствием подискутировал с тренером, который любит держать спорт­сменов на круглогодичных сборах. Говорите, потери? Да, дети малые, да, не высыпается, да, застрял в пробке… Но что такое спорт? Это эмоции! В решающий момент что помогает вырвать победу? Эмоциональный подъем, адреналин. Ну заперли игрока на сборах, ну просидел он там месяц перед чемпионатом мира, а потом еще 2 недели самого турнира. Какие эмоции он может в итоге выдать?
Каждый игрок – профессионал. В нужный момент он соберется, но нельзя забывать и о его душе. Если нет эмоций – ты робот. В самый ответственный момент раз – и сдулся. Меня иногда спрашивают: кто вы – демократ или диктатор? Я отвечаю: да, у нас есть демократия при диктатуре профессионализма.
– Недавно я неприятно удивилась, увидев, что фигуристы, олимпийские чемпионы, много курят. У хоккеистов есть такая проблема?
– В наше время некоторые баловались, но заядлых курильщиков не было. Сейчас, если честно, я даже не обращал внимания, курят ребята или нет. Это личное дело каждого. Для меня важно другое – чтобы человек был профессионалом. Но не секрет, что алкоголь и табак не продлевают спортивную жизнь. Это раньше ребята могли хлестать водку, когда домой отпускали. Опять же почему? Отпустили игрока раз в неделю, и он должен успеть встретиться с родителями, друзьями, женой, сгонять в магазины, по хозяйству что-то сделать. Поэтому эксцессы и возникали. Конечно, на следующий день от кого-то и перегарчиком тащило, и ноги еле волочились…

До книги не дорос

– Вячеслав Аркадьевич, вы один из немногих главных тренеров, кто ведет блог в Интернете. Иногда кажется, излишне откровенничаете о причинах поражения или, наоборот, победы. Не боитесь, что ваши соперники используют ваши же мысли против вас?
– Скорее всего соперники почерпнут для себя что-то новое. Иногда супруга мне говорит: «Ты наивный, видишь все в розовом свете!» Но я такой, какой есть. И обычно говорю то, что думаю. Результат в хоккее – это длительный кропотливый процесс, не думаю, что можно прочитать «умные мысли» и тут же ими воспользоваться.
– Кроме блогов в Интернете, сейчас еще одна модная фишка есть – сайт «Одноклассники.ру». Не успели подсесть?
– Я слышал про этот сайт, знаю, что многие находят через него своих друзей, но сам до него пока не добрался. Возможно, скоро зарегистрируюсь там. Мне очень интересно, кто и где из моих сейчас, чем занимается. Этот сайт дает возможность общения, а общение – один из жизненно необходимых, подпитывающих моментов.
– А нет мысли издать свою книгу, раз вы так много пишете в Интернете?
– Вообще-то одно издательство выходило на меня с предложением, но я не хочу выглядеть выскочкой: стал главным тренером – и написал книгу. Думаю, до нее нужно дорасти.

Привык к разлукам

– Вы живете на три дома: мама и родственники – в Челябинске, жена и дети – в Швейцарии, сами – в Москве. Как живется?
– Челябинск – это то место, где я родился, провел свои детство, юность. Это моя родина. Мне всегда приятно там бывать. В Швейцарии – мой дом, который я построил своими руками, который я заработал. Со Швейцарией меня связывает 17 лет жизни, важных для меня, но еще больше – для моих детей. В Москве я живу в квартире, в которой жила моя тетушка. Несмотря на то, что вся наша семья имеет двойное гражданство, в душе все мы русские.
– А нет желания собрать всех вместе?
– Нет, перевезти всех физически в одно место не получится. Если мои родители всю жизнь прожили в Челябинске, срывать их – это как вырвать грибницу. Есть друзья, знакомые, соседи, дом, огород, кошки, собаки – масса элементов, за которые человек держится, к которым привязан. В конце концов, тот же прах предков.
– Все-таки Урал, Москву и Швейцарию разделяет приличное количество километров. Редко удается встречаться?
– Полтора года назад у меня умер папа, так что в Челябинске остались мама, родная сестра с мужем и двумя дочками. У моей супруги там живут брат с детьми. При редкой возможности все стараемся увидеться. Я вообще привык к разлукам и расстояниям.

В молодежке есть закулисные игры

– Ну вот, и сына Андрея, получается, решили приучать к расставаниям. Он ведь пошел по вашим стопам, выбрал хоккей.
– Будучи ребенком, он попробовал себя в хоккее, потом в футболе,  на лыжах, на скейтборде. В итоге выбрал хоккей и сейчас по-настоящему болеет им, мечтает стать профессионалом. Я вижу у него определенные задатки, но только от Андрея зависит, состоится он как игрок или нет.
– За какую страну он сейчас выступает?
– Сейчас он основной игрок молодежной сборной Швейцарии и уже два года неплохо играет за местную команду, но хотел бы попробовать себя в российской Суперлиге.
– Почему же он выбрал Швейцарию?
– В свое время перед сыном стоял выбор: играть за Россию или за Швейцарию. Когда ему было 16 лет, мы получили приглашения сразу из двух сборных. Отправились на сбор нашей юношеской команды в Ярославль. Там он провел неделю, и ему все понравилось. После этого с командой он полетел на турнир в Америку. А вот оттуда вернулся с негативом. Взаимоотношения в команде среди ребят оказались не те, что он ожидал. В своей команде он привык к уважительному отношению вне зависимости от того, как ты играешь. В России же встретил высокомерие. Потом еще раз участвовал в турнире. Его пригласили, но он играл не на своем месте. В общем, как-то разочаровался, внутри что-то надломилось. Ему намекнули, что он вряд ли поедет на чемпионат мира среди юношей. После этого я понял, что в российском хоккее до сих пор есть какие-то закулисные игры в молодежных и юношеских командах. Есть протеже, агентские дела. Грязные взаимоотношения, к которым я не хотел бы прикасаться. Своим именем пробивать сына в состав не стал. Тогда я сказал ему: где захочешь, там и будешь играть. Выбирай. Он выбрал Швейцарию, где его ждали, ставили на хорошие позиции, где он был нужен. Сейчас Андрей задумался о России. И в принципе у него есть шанс поменять спортивное гражданство. Для этого он 4 года не должен выступать за какую-либо сборную.
– Андрей Быков станет звездой в хоккее?
– С 18 до 22 лет идет такой возраст, когда игрок либо раскрывается, либо нет. Сейчас ему 20, задатки стать хорошим игроком у него есть, а как он реализует их…
– Почему в спорте мало случаев, когда дети чемпионов идут по стопам родителей и добиваются успеха?
– Родители-чемпионы сами прошли через тяжелые испытания и чаще всего не хотят толкать своих детей на это. Ты должен быть деспотом и диктатором, чтобы заставлять ребенка пахать на тренировках. В детстве мне родители дали полное право выбора. И я своему сыну дал свободу выбора. Я объясняю ему, что такое профессиональный хоккей, но я не буду чего-то требовать от него, даже когда он дает себе поблажку. Мне важно, чтобы сын вырос хорошим человеком. А будет он спортсменом или нет – ему решать.

Жена брала в руки клюшку

– А дочка когда-нибудь хотя бы в шутку держала клюшку?
– Да, она играла. Когда дети были маленькие, у нас такие разгорались баталии в Швейцарии! Даже жена брала клюшку. В семье все стоят на коньках, правда, в хоккей мы играли в обычных ботинках. Когда выпадал снег, детишки из близлежащих домов, как там называется – картье, собирались на парковке для машин и играли в хоккей. Я делал ворота, приносил всем клюшки. Такой бум был и среди детей, и среди родителей! Бились картье на картье. И дочь Маша участвовала в этих турнирах. В конце соревнований мы обычно устраивали праздник. Это очень объединяло.
– Вы столько прожили в Швейцарии, наверное, на горных лыжах в вашей семье стоят все?
– Кроме супруги. Дети катаются и на лыжах, и на сноуборде. Я на нем не пробовал ни разу. Для меня психологически сложно зафиксировать сразу две ноги. А на лыжах с удовольствием катался. Правда, потом в связи с операцией на плече и контрактом в клубе я не должен был заниматься рискованными видами спорта.
– Проблема отцов и детей в вашей семье есть?
– Больших проблем нет и, надеюсь, не будет. Мы с женой очень любим своих детей. Более того, мы с сыном очень сильно привязаны друг к другу, очень скучаем друг без друга. Разорванность – она не идет на пользу. Дети всегда могут рассчитывать на нашу поддержу, понимание, а мы принимаем их позицию.
– Вот вы говорите, что в душе русские, а дети-то ваши выросли в Швейцарии, кем они себя считают?
– Русскими. Если в Швейцарию приезжает российская сборная по любому виду спорта, на трибунах всегда будут два «клопа»-россиянина, которые будут поддерживать российскую команду, рвать и метать. Как-то мне друзья-футболисты Саша Мостовой и Валера Карпин подарили свои футболки, так Андрей ходил в школу в российской форме, кепке. Благо там нет национализма.

родня

Мама – тоже хоккеистка

Когда Вячеслав Быков приезжает с ЦСКА в родной Челябинск на матчи с местным «Трактором», мама тренера армейцев Галина Александровна всегда печет беляши на всю команду.

– Галина Александровна, как появилась такая традиция?
– Как-то я напекла беляшей к приезду Славы, угостила его друзей, ребят. Им понравилось. А что, телятинка свежая, свининки туда положишь, тесто домашнее сделаешь. С тех пор и печем. Вот пару недель назад, когда сын приезжал в Челябинск, моя дочка Алена (родная сестра Вячеслава Быкова. – Ред.) целый день от плиты не отходила, напекла 300 штук. Я пришла с работы, а столы уже накрыты.
– А вы еще и работаете?
– Да, убираю офис. Для души. И для общения. Чтобы дома не сидеть. Слава и Алена ругаются: «Мама, бросай!» А я говорю: «Пока ноги ходят, буду работать. Меня там уважают, и мне просто приятно общаться с людьми».
– Вячеслав Аркадьевич рассказывал, будто вы в хоккей умеете играть. Это правда?
– Абсолютная! Я с внуком Андреем в Швейцарии играла. Не только с ним, а со всеми маленькими ребятами со двора. Они очень были рады.
– Где же вы научились играть?
– Ну как же? Я же везде со Славой ходила! – Галина Александровна говорит это таким тоном, будто каждая мама хоккеиста клюшкой и шайбой владеет не хуже любого энхаэловца. – Я смотрела его тренировки, игры во дворе.
– Вы бы хотели жить рядом с сыном, все-таки далековато вас судьба разбросала?
– Я очень привыкла к Челябинску. Я и в Москве у сына была, и в Швейцарии три месяца гостила. Но очень скучала по родному городу. Когда прилетала в Челябинск, в аэропорту чуть ли не плакала, что я на своей земле.
– Вы интересуетесь хоккеем?
– Конечно, вся семья!
– За какую команду болеете: за ЦСКА, который тренирует Вячеслав Аркадьевич, или же за челябинский «Трактор»?
– Ну конечно, за сына, – с огромной теплотой в голосе говорит Галина Александровна. Но тут же задумывается. – И за «Трактор» очень болею! ЦСКА все равно останется в Суперлиге, но я хочу, чтобы и «Трактор» не вылетел. Тогда Слава будет чаще приезжать в Челябинск!

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика