28.01.2008

«Русские буржуям не продаются!»

Рабочие «Форда» выруливают к революции. Им всё мало

Рабочие «Форда» выруливают к революции. Им всё мало

В ноябре «Собеседник» писал о забастовках рабочих на заводе «Форд» в Ленинградской области, которые требовали от иностранных работодателей повышения зарплаты. Новый год администрация завода и профсоюз встречали в  переговорном процессе. Додоговаривались до того, что с 1 февраля рабочие готовы начать новую забастовку. О подготовке к «февральской революции» – репортаж «Собеседника».

Охота на бунтаря

Первым пострадавшим оказался профсоюзный лидер Алексей Этманов, которого администрация завода захотела уволить.
– Пусть только попробуют! – Алексей Этманов в пылу профсоюзной борьбы с трудом нашел для меня время. – Они действительно составили запрос на увольнение мое и моего зама. Но по закону эту бумагу должен одобрить вышестоящий профсоюз работников автопрома (МПРА), куда входит наша первичка. А там добро не дали.
Попытка увольнения идейного лидера, как считают в профсоюзе, – способ запугать рядовых активистов. Однако со времени забастовки членские билеты сдали всего 60 человек.
– Некоторые вправду испугались, других просто купили, – говорит Алексей. – Мне самому до увольнения предлагали место начальника смены и оклад в 80 тысяч рублей. Но русские буржуям не продаются.
В итоге теперь пролетарий Этманов понижен с должности и.о. начальника участка до простого сварщика. Других передовиков рабочего фронта тоже постигли карательные меры.
– Мне и еще 30 активистам объявили выговоры за то, что мы когда-то проголосовали за забастовку, – говорит член профсоюза Дмитрий. – Хотя мы подписывали соглашение с администрацией, где нам обещали, что никаких репрессий не будет. Сейчас готовимся оспаривать через суд.
В ответ на это администрация потрясает уже готовым решением суда – о признании первой волны мятежа незаконной. Срок официальных переговоров с руководством, начатых после забастовки, истекает 1 февраля. 

«Зажрались!»

– «Форд» не комментирует переговорный процесс, – говорят в пресс-службе компании. – Мы считаем необходимым соблюдение конфиденциальности.
А вот бунтарям скрывать нечего. Они требуют все того же, с чего и началась забастовка.
– Устранить разрыв в зарплатах между менеджерами и рабочими, – говорит Дмитрий. – Ведь начальник участка получает зарплату по европейским меркам – 200 тысяч рублей, а простой рабочий по русским – 20 тысяч.
В 2001-м 22-летний Дмитрий пришел на зарплату в 6000 рублей – тогда вполне достойные деньги по стране. Сейчас он получает 24.000 – хорошая зарплата по региону – и все равно недоволен, требует, чтобы стартовый оклад у рабочих «Форда» составлял 30 тысяч рублей. « Это даже меньше, чем в Бразилии, там 2000 долларов», – вставляет Этманов.
На это противники рабочей борьбы и русские менеджеры отвечают одно: «Зажрались!»
– Что нам с заграницей равняться, мы же в России живем! – Штрейкбрехер Василий не одобряет идеи профсоюза, даже в забастовку работал. – Я до этого на отечественном заводе пахал, получал в два раза меньше. А тут иностранный автогигант, и зарплата белая, и страховка нормальная, и перспективы роста есть.
Коллектив завода раскололся на членов профсоюза и «беспартийных» коллег. До мордобоя пока не доходит, но перепалки бывают. Особенно когда мятежников стали прессинговать.
– Сейчас только их увольняют, но проблемы-то у всех могут быть, – опасается рабочий Владимир Егорович. – Тяжело в такой напряженной обстановке находиться… И чего высовываться, все равно ведь ничего не добиться.

Пролетарии любят стаи

Формально и вправду ничего не добились. Администрация завода по-прежнему готова повысить зарплату только на 11% – около 100 долларов. И тем не менее за три года работы на заводе сварщику Этманову удалось сколотить в боевой профсоюз 55% рабочих завода, почти
1200 человек.
– До этого была первичка в 100 человек – обычный бесполезный профсоюз: раздавали подарки к Новому году и водили на экскурсии, – говорит Этманов. – А мы экскурсии не устраиваем, мы на эти деньги биотуалеты для бастующих покупаем.
Биотуалеты, кепки, футболки, флаги – забастовочные аксессуары обошлись недешево. Но профсоюз «Форда» теперь уже та организация, под которую дают деньги.
– Основные средства – членские взносы в 1% от зарплаты, которые платят несколько профсоюзов в составе МПРА, – говорит Этманов. – А по случаю забастовки все эти деньги направлялись к нам. Мы компенсировали участникам две трети от зарплаты, которую они не получали во время акции. Поддерживали нас и частные лица, например два профессора-марксиста и даже 86-летняя бабушка.
На членские взносы рабочие содержат даже свой профцентр, где идет «обучение стратегии профсоюзной борьбы» и готовят своих переговорщиков. Но главная статья расходов все же забастовки.
– Если до 1 февраля мы не придем к согласию, то вероятность новой забастовки 75%, – уверен Этманов.
В своей революционной риторике они уже не боятся потерять работу, лишиться зарплаты или попасть под суд.
– Мы готовы к любым потерям, – говорит Дмитрий. – Бразильские братья с «Форда» бастовали 50 дней и победили.
Пролетарский пафос спустя сотню лет вернулся в «колыбель революции». И уже неважно, чего добились и добивались, сколько сил потратили и денег получили. Важно, что поднялись и оказались на передовой нового рабочего движения.
– Мы стали первым профсоюзом, реально отстаивающим права рабочих, – гордится Этманов. – Это феномен и беда «Форда», потому что когда-то сюда отбирали лучших, с высшим образованием. И теперь мы подаем пример. Только что мне позвонили: на другом иностранном автозаводе, где рабочие получают еще меньше нашего, уже сто человек готовы подняться и организовать свой профсоюз.

Одни траты – сил, денег

Подначивают и «братья» из-за рубежа, оттуда регулярно приходят письма поддержки от иностранных рабочих. Год назад «фордовцев» приняли в Международный профсоюз металлистов и на днях обещали полную материальную поддержку в случае новых забастовок. А «буржуи» пусть в страхе давятся ананасами.
– На «Форде» уже создан прецедент. А если там начнут очередную громкую акцию и добьются успеха – это будет повод серьезно задуматься руководителям других предприятий, – считает аналитик кадрового рынка Максим Кузин. – В первую очередь иностранных. Будет повод взглянуть иначе на своих подчиненных – не как на дешевую рабочую силу страны третьего мира.
На начальном этапе этой классовой борьбы пока никаких пересмотров – одна трата сил и денег.

P.S. «Собеседник» собирается продолжить исследование нового рабочего движения в России. Следите за публикациями.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика