Новости дня

26 мая, воскресенье










25 мая, суббота

















24 мая, пятница


















Бензин не будет дорожать

12:52, 11 февраля 2008
0

А к весне, считают аналитики, он может и вовсе подешеветь. Чудо или закон экономической природы?

Россия – страна парадоксов. Чем выше цены на нефть, тем лучше для страны, ведь госзакрома распухают. И тем хуже для нас с вами, поскольку дорожает бензин (и соответственно все остальное).

Впрочем, еще один парадокс – топливо, оказывается, и не дорожает вовсе. Во всяком случае, если верить статистике исследовательского центра «Кортес». В среднем по стране к концу января бензин эконом-класса А-80 подешевел на 2,6, элитный А-95 – на 6,6, а наиболее востребованный А-92 – сразу на 12,2 процента! Причем цены стали падать еще в декабре.
Но – опять-таки парадокс – падать стали оптовые цены. На самих же заправках декабрь, напротив, стал самым рекордным месяцем года по дороговизне.

По информации того же «Кортеса», в среднем по России с начала декабря по предпоследнюю неделю января «восьмидесятый» подорожал на 5,6, «девяносто второй» – на 5,5, а «девяносто пятый» – на 5,4 процента. И лишь в самом конце прошлого месяца цены на АЗС, по данным Московской топливной ассоциации (МТА), снизились на издевательские
3 копейки за литр.

– Розничные цены, – считает президент МТА Евгений Аркуша, – стабилизировались, и до выборов их повышение не предвидится. Впрочем, и после этого резкие скачки маловероятны.
– Мы твердо намерены удержать рост розничных цен на бензин в текущем году в пределах 10 процентов, – громко заявляет замминистра экономразвития Андрей Белоусов. 10 процентов – это уровень инфляции, а значит, по расчетам Белого дома, фактически бензин прекратит дорожать. – Риск связан с тем, что в прошлом году рост оптовых отпускных цен НПЗ на нефтепродукты опережал рост розничных цен. И теперь на АЗС наверстывают упущенное. Плюс к этому осенью возник дефицит бензина, связанный с одновременной остановкой на ремонт девяти НПЗ. В настоящее время дефицит преодолен, но ценовое давление в рознице все равно чувствуется.

Спасение автомобилистов чиновник видит в создании биржи нефтепродуктов.
– Аукционные торги планируется провести в феврале, а биржевые – в апреле. К лету должен быть сформирован ценовой индикатор нефтепродуктов, который даст ориентиры о движении справедливой цены на нефтепродукты. На эту справедливую цену и будут ориентироваться поставки.

До лета, впрочем, надо еще дотянуть. Но пока на заправках все и в самом деле складывается неплохо для потребителя.

С 1 февраля правительство подняло вывозные пошлины, поэтому экспорт оказался для монополистов менее выгоден. «Лишний» бензин стал выливаться в России, вот оптовые цены на топливо и поплыли вниз. Того и гляди, вслед за ними потянется и розница.

Но это – по логике вещей. Однако у нефтяников своя логика, монопольная.
Во Владивостоке, например, НК «Альянс» за две недели цены на своих заправках повышала дважды и каждый раз – сразу на рубль. И не от безысходности, а потому что конкуренция в городе фактически отсутствует.

В Ярославле ФАС тоже на днях обвинила местного монополиста «Славнефть-Ярославнефтепродукт» в задирании оптовых цен на пятьдесят, а то и сто рублей за тонну, что не могло не сказаться на ценниках АЗС.

А Ставропольское управление ФАС оштрафовало сразу две компании – «Роснефть-Ставрополье» и «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт» на 75 млн. За ценовой сговор, то есть за то, что те синхронно повышали розничные цены на бензин.

Впрочем, нефтяных олигархов такими комичными для них штрафами вряд ли получится запугать. В мае аналитики предрекают новый виток взлета цен на всё, в том числе и на бензин. И справятся ли с ним кнут и пряник в виде биржи нефтепродуктов и антимонопольной службы – большой вопрос.

По идее должны, но ведь Россия – страна парадоксов.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также