Авто, да не то
Правительство сделало автолюбителям антикризисный подарок – взялось оплатить часть процентов по автокредиту любому, кто купит недорогой российский автомобиль. Официальные СМИ уже рапортуют о «первых счастливчиках», зато в автофорумах – сплошная ругань. «Собеседник» выяснил, далеко ли на самом деле можно уехать с помощью льготного автокредита.
Плюсы
К закону прилагается довольно обширный список автомобилей, из которых можно выбрать машину по душе: отечественные «УАЗ Хантер» и «Лада», практически все модели ВАЗа, а также «НАШЕмарки» (иномарки российской сборки): «Шевроле Нива», «Фиат Албеа», «Форд Фокус», «Киа Спектра», «Рено Логан», «Шкода Фабиа». Условие одно – чтобы машина стоила не больше 350 тысяч рублей.
Главный плюс новшества – это процент. Государство взялось заплатить банку за заемщика две трети от ставки рефинансирования, то есть нынешняя грабительская ставка в 20% превратится для потребителя во вполне уже божеские 8. В программе участвуют три банка – Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк.
Самый привлекательный процент у Сбера – 6,33% годовых после вычета того, что им вернет государство. ВТБ и Россельхозбанк возьмут побольше – 9,33%. При всем этом общая переплата за автомобиль по льготным процентам в среднем составит всего около 30 тысяч рублей за все время кредита, что по нынешним условиям просто копейки.
Законодатели позаботились и о минимуме бумажной волокиты при выдаче «путинского» кредита: от заемщика потребуются только копии паспорта и трудовой, справка из бухгалтерии по форме 2-НДФЛ (учитывается только «белый» доход). ВТБ – единственный, кто готов принять справку по форме банка (туда можно вписать и «серую» зарплату). Ответ банкиры обязаны дать не позже пяти дней.
Минусы
Когда «Собеседник» обзвонил все банки-кредиторы, то выяснились некоторые другие подробности. Так, в рекламе скромно умалчивается про комиссию за выдачу кредита – 6 тысяч рублей.
Оговорен и срок действия кредитной программы: строго в декабре 2011 года заемщик должен внести свой последний платеж. Само решение о запуске программы было принято еще в декабре 2008-го, но первые кредитные ласточки полетели только в апреле. И без того короткий срок стал еще меньше, что чревато увеличением суммы ежемесячного платежа. Самые недорогие авто по этой программе уже «выруливают» на 9–12 тысяч рублей платежа в месяц. Дальше будет еще больше.
Практически сразу выяснилось, что не так-то легко найти и приличную машину, которая легко вписалась бы в 350 тысяч рублей. Даже если такая есть в прайсе автосалона, в наличии ее скорее всего не окажется – в продаже будет красоваться ее гораздо более упакованная сестра с дополнительными опциями и обвесами. Ну и с более высоким ценником соответственно. Ценовой барьер легко проходят только все «Лады», авто с французскими корнями «Рено Логан» и рожденная в Чехии «Шкода».
Некоторые автомобили, как «Форд Фокус», даже в базовой комплектации стоят дороже 350 тысяч. Но консультанты автосалонов уже научились обходить этот момент – стали предлагать разбить цену на две части: оформить стоимость машины на 350 тысяч рублей, а остальное провести отдельным договором «на покупку допоборудования». Это может быть 100 и больше тысяч рублей, которые вам нужно тут же внести наличными. Если к ним добавить обязательный первоначальный взнос – 30% от стоимости авто, необходимые страховки, вся сумма может оказаться уже около 250 тысяч рублей, которые будущему заемщику нужно заплатить до подписания кредитного договора. Что подходит, конечно, не всем.
Но, с другой стороны, хоть что-то.