Анжелику ждет продолжение
Анн Голон, автор многотомной саги об авантюрной красавице, преданной жене своего мужа Жоффрея де Пейрака Анжелике – маленькая седая женщина. Подумать только: это ведь она придумала историю, которая выходила по всему миру миллионными тиражами! Сколько женщин, прочитавших ее, назвали своих дочерей Анжеликами? Не сосчитать. Мадам приехала в Москву представить первый том из обновленной серии «Анжелика».
Перед встречей с журналистами дочь и одновременно литературный агент – Надин красит ей в дамской комнате ресницы и оживляет неяркой помадой губы. Наконец-то я поняла, что такое настоящая француженка – Анн в декабре исполнится 87, но она стремится быть привлекательной. Войдя в комнату, писательница задержалась у постера актрисы Мишель Мерсье в роли Анжелики, секунду смотрела на него довольно удивленно, потом произнесла: «А! Oui!»
– Мадам Голон, поясните, пожалуйста, ситуацию с обновленной версией саги.
– Начиная прямо с первого тома, я добавляю туда очень важные, интересные факты. Новая версия книги получается в полтора раза больше старой, потому что иногда дополняется до 50 процентов текста. Многие говорят: да, наверное, это просто новая обложка, а писательница доработала всего-то пару страниц. Но это не так.
– Русские поклонники Анжелики вас не один раз спрашивали, почему же она никак не доедет до России. А вы всегда отвечали, что в XVII веке Россия была варварской страной. Но прекрасные соборы Кремля, куда вы собираетесь, были построены именно в XVII веке. А сидевший тогда на престоле царь Алексей Михайлович был, как писали иноземные послы, румян и статен. И любвеобилен: будущий император Петр Первый был его двенадцатым ребенком. Почему бы вашей Анжелике не родить от Алексея Михайловича – при таком количестве детей одним больше, одним меньше. Как вам такой сюжет?
– Да, это вполне хороший сюжет, но книга написана на основе реальных исторических событий, а в то время интерес Франции был обращен не к востоку, а к западу.
– Когда-то в интервью одной газете вы назвали актрису Мишель Мерсье дурой и сказали, что Анжелика в ее исполнении выглядит шлюхой. Со временем вы не полюбили этот фильм больше?
– Я никогда так не говорила, это полная ошибка. Единственный раз, когда я видела Мишель, она сказала, что это роль всей ее жизни и другой подобной у нее, конечно, уже не будет. Но она даже не сказала мне спасибо за этот подарок, хотя вышло целых пять фильмов. Что касается картины: это было зрелищно, Мишель – красивая актриса, но духа Анжелики там не было. Те люди, что делали фильм, не могли допустить, что женщина может думать, что в голове у нее что-то есть. Мы надеемся, что в ближайшее время появится новый фильм, который будет больше соответствовать книге.
– У вашей Анжелики много куртуазных приключений. Книга изначально задумывалась в основном для женщин?
– Когда серия начиналась, мало говорили о любви, тем более – физической любви. Поэтому – почему бы и нет? В смысле почему бы не написать о женщине, которая не боится любви, в том числе физической. Но сейчас-то таких, видимо, уже миллионы.
– Обычная женщина, живущая семьей и работой, такое количество авантюр, которое было у Анжелики, может рисовать только в своем воображении. А вы сами, мадам, замечали других мужчин, помимо мужа? Кто-нибудь из них завоевывал ваше внимание?
– Я не Анжелика, я тихонько сижу в своем уголочке и пишу книгу.
– Что в Анжелике от вас и что в Жоффрее де Пейраке от вашего русского мужа?
– Конечно, Жоффрей чем-то похож на Сержа. Чем-то. И конечно, вера, сила духа, которая позволяет Анжелике пройти испытания – это часть характера Сержа. Видимо, и часть моего характера, потому что бывали дни, когда после смерти мужа (он умер в 1972 году. – Авт.) я, оказавшись в настоящей нищете, тоже задавала себе вопросы, на что я буду жить, на что буду покупать еду. Как видите, я остаюсь бодрой и мой дух жив.
– Расскажите о своем муже. Когда в 1919 году он наконец добрался из России до Марселя, его единственным имуществом был пистолет, из-за чего возникли большие проблемы с властями.
– Я вижу, вы знаете больше, чем другие. Ну да, пистолет и, может, еще немного рублей. Серж (Всеволод Сергеевич Голубинов. – Авт.) был сыном российского консула в Персии. Когда его отправили учиться в Севастополь в гимназию, началась революция, потом гражданская война. Он ехал по России с золотом, которое было спрятано в башмаках, и пистолетом, укрытым под бедной одеждой – он чувствал себя с ним немного спокойнее, в конце концов, ему ведь было всего 16 лет. Он пробрался во Францию под видом помощника кочегара. Его семья, которая бежала из Персии через Константинополь, уже была там.
– Вы помните свои впечатления, когда увидели его впервые?
– Это было на фоне Африки. Я хотела уехать из Европы, где были лишь несчастья, и села в самолет, который летел в направлении Конго, тогда это была французская колония. Я была свободной журналисткой (то, что сейчас называется «фриланс». – Авт.) и собиралась писать репортажи. У меня были адреса людей, с которыми я хотела бы делать интервью, среди прочих там было имя мсье Голубинофф. Он имел цементный завод в Африке и во время Второй мировой войны помогал де Голлю финансами. После самолета я села в грузовик, и мы по колдобинам доехали в чей-то дом, где было много черных людей. Там я его и увидела.
– Он был красив?
– Он был очень милый, по-русски вежливый – открывал передо мной дверцу машины, когда я садилась, подавал руку, когда выходила. И по-русски лысый – как и его отец, он брил голову. Он был на 18 лет старше, не собирался жениться, а я не хотела выходить замуж. Это нас и объединило.
– У вас встречи с русскими издателями, Московская книжная ярмарка, туристические интересы… Как вы выдерживаете такой график в вашем почтенном возрасте?
– В целом неплохо, только болит рука. Но она болит уже давно, и это слишком мало для того, чтобы не ехать в Россию.
Надин Голубинофф:
– Начиная с 1957 года во Франции вышло 13 книг об Анжелике, при этом тексты резались и изменялись без согласия автора, а Анн получала мизерные гонорары. С 1991 года мы бились за возвращение авторских прав, на это ушло 13 лет. Во Франции вышло уже 6 обновленных книг, в Москве издательство «Клуб семейного досуга» только что выпустило первую книгу. Что касается имени моего отца, Сержа Голубинофф, на обложке (авторами книг об Анжелике значились Анн и Серж Голон. – Авт.)... Отец подбирал исторические факты, но книгу Анн писала одна. Два автора появились по настоянию агентства, они считали, что так будет солиднее. Но конечно же Анжелика существует в том числе и благодаря ему – он любил, он всегда был рядом со своей женой.