Мифы и правда о Юрии Андропове

15 июня бывшему генсеку исполнилось бы 95. На высшем в стране посту он пробыл недолго – лишь несколько месяцев, но успел стать героем множества мифов.

Для одних он душитель свободы, для других – родоначальник перестройки. Одни утверждают, что он пришел к власти по трупам, другие – что его самого устранили. С советскими мифами и постсоветскими легендами разбирался «Собеседник».

Будучи еще шефом КГБ, Андропов совершил государственный переворот, пригрозив членам политбюро собранным на них компроматом, если те не утвердят его кандидатуру на пост генерального секретаря. А перед этим гэбисты физически устранили всех конкурентов своего шефа, включая Брежнева.


Ну, Брежнева устранять особо было не надо – о его болезни и так знала вся страна. Хотя к его кончине Андропов руку все-таки приложил. На стол генсека чуть ли не каждый день ложились отчеты о расследовании делишек его дочери Галины, из-за чего тот очень переживал. Слабеющему главе государства был нужен покой, но Андропов составлял для него плотный график поездок и настоял на его непременном присутствии на параде 7 ноября 82-го. Три дня спустя Брежнев умер.
С остальными конкурентами Андропова на пост генсека также разобрались цивилизованно. О первом секретаре ленинградского обкома КПСС Романове, например, КГБ распустило слух, что свадьбу сына тот сыграл в Эрмитаже, поставив на стол царский сервиз. Лидера московских коммунистов Гришина уличили в потворстве торговой мафии из Елисеевского магазина. Украинец Кириленко погорел на аморальном поведении своих детей в загранкомандировках, а любимец Брежнева Черненко накануне откушал в гостях у шефа госбезопасности Украины Федорчука копченой рыбки и скоропостижно занемог (на Украине подобное часто случается). Но разговоры о том, что Андропов приказывал кого-то убить – просто слухи.

Андропов не терпел инакомыслия. Он боролся с диссидентами всеми способами: отправлял их в ссылку, в эмиграцию, в психушки. Это он, придумав авантюру в Афганистане, разругал Союз со всем миром, из-за чего нас назвали «империей зла». Он мечтал превратить страну в полицейское государство.


Да, при Андропове только официальная численность сотрудников ГБ увеличилась до 480.000 человек. Да, именно его, а не Брежнева подпись стоит под документом о вводе войск в Афган. Но как личность Андропова уважали даже капиталисты, а посол США вручил ему благодарственное письмо за обезвреживание пробравшегося в американское посольство террориста с бомбой, требовавшего предоставить ему грин-карту. Да и сталинских расстрелов генсек все-таки не устраивал.
– Андропов неоднократно говорил, что нет никакого смысла хватать, сажать и высылать из страны всех инакомыслящих, – замечает историк Рой Медведев, лично знакомый с Андроповым. – А что нужно? Он сравнивал это с работой лесосплавщика: когда на реке образовался затор, необходимо выдернуть всего одно «замковое» бревно, чтобы дать дорогу остальным бревнам. Так же в работе с диссидентами он предлагал убрать (не обязательно – убить), или сломить, или купить 2–3 основные фигуры. Он не был сторонником карательных действий. В разные годы Андропов не позволил более ретивым «товарищам» посадить академика Сахарова, сослать в Сибирь Солженицына, не дал санкции на мой арест. Любопытно, что при раннем Горбачеве репрессии против диссидентов были даже сильнее, чем при Андропове.

Андропов хотел модернизировать советское общество, очистить его от бюрократов и коррупционеров, провести экономические реформы и начать перестройку еще до Горбачева.

– Cтал бы Андропов реформатором? Трудно сказать. Хотя накануне его прихода к власти я однозначно давал положительный ответ. Да и многие западные специалисты считали его либералом, – пояснил Федор Бурлацкий, при Андропове заведующий в отделе ЦК группой консультантов. – Конечно, в силу своей биографии, склада ума, ценностных установок он мало был подготовлен к роли «рыночника» в современном понимании. Но одно несомненно: если бы он пошел по этому пути, то делал бы реформы примерно так же, как в Китае – при сохранении твердой власти, порядка и недопущении разорения страны.
Твердую власть Андропова помнят все, кто застал его правление. Прогульщиков отлавливали в кинотеатрах и отправляли перевоспитываться на овощные базы, а тюрьмы были переполнены арестованными по делам о коррупции. Но вот экономическая программа генсека за полтора года так и не нарисовалась. Ведь это при нем, а не при Горбачеве начался ползучий рост цен. Подешевела только водка (как ее называли, «Андроповка»). За это, видимо, Андропов и остался в памяти народной едва ли не единственным в истории страны «хорошим реформатором».

Недовольные Андроповым пенсионеры из политбюро решили его устранить. Они отравили генсека. А потом его для верности застрелила из пистолета мужа вдова покончившего с собой экс-главы МВД Щелокова.

– Из пистолета мужа Щелокова застрелилась сама, – прокомментировал легенду Рой Медведев. – А легенда эта возникла, видимо, из-за того, что Щелоковы и Андроповы имели квартиры на одной лестничной площадке в элитном доме на Кутузовском проспекте. На самом деле ни генсек, ни глава МВД там не жили – Щелоков предпочитал госдачу, а Андропов с февраля – марта 1983 года почти постоянно находился в больнице. Ему был необходим гемодиализ – подключение к аппарату искусственной почки. Ведь история болезни Андропова – самая длинная среди аналогичных документов советских лидеров. Там значились диабет, гипертоническая болезнь, сердечная аритмия, инфаркты, атеросклероз, колит, артрит, опоясывающий лишай, подагра, хроническая почечная недостаточность…
Проблема с почками и стала для Андропова роковой, но возникла она задолго до того, как тот возглавил ЦК.
– Знаете, как сам Юрий Владимирович объяснял причину своей болезни, от которой он впоследствии умер? – рассказал бывший зам Андропова по КГБ. – Они с Косыгиным были в поездке по юго-восточным странам и едва вернулись в Москву, как у Андропова заболели надпочечники, а потом и почки. Он полагал, что его отравили во время того неудачного вояжа.
 «Китайцы меня чем-то отравили тогда, но чем – наши врачи так и не выяснили», – уверял после визита в Пекин в 1969-м сам Андропов. Специально для него в кремлевской клинике обзавелись искусственной почкой. По слухам, во время очередного приступа Черненко приказал врачам ее отключить, но это маловероятно: у Андропова с главным медиком Кремля Чазовым были очень хорошие отношения. Для недругов генсека его смерть просто стала приятным сюрпризом.
– Страшно вспоминать, – говорила потом Раиса Горбачева, – но на похоронах Андропова я видела и откровенно счастливые лица.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика