Новости дня

19 сентября, среда










































18 сентября, вторник



Нужен ли нам Boeing?

0

На минувшей неделе группа компаний S7 подписала контракт на поставку 15 новейших Boeing. Против аналогичной попытки «Аэрофлота» в 2006 году выступила администрация президента. Эксперты говорили, что Кремль так ответил на ухудшение российско-американских отношений. Впрочем, нам, пассажирам, важнее понять:  наша безопасность отдана в угоду политической конъюнктуре или российские самолеты действительно не надежны?
Что касается состояния парка самолетов. Падают не только российские лайнеры. Как правило, ответственность возлагается на человеческий фактор. У нас в основном разбивались ТУ-154. Они действительно самые старые. Прежде всего по расходу топлива (в этом смысле новая разработка ТУ-154-М не многим лучше).
Расход топлива означает прежде всего стоимость перелета. В советское время авиаперелеты были доступнее для большинства жителей России. Сейчас объем перевозок очень невелик, хотя для российских масштабов, казалось бы, самолет должен стать главным средством передвижения.
Но ни в коем случае нельзя запрещать перевозчикам покупать самолеты у иностранцев. У нас открытая экономика. Наши просто должны знать, на какой уровень равняться. Хотя тут я бы предложил такой ход. Правительству надо найти возможность дотировать те рейсы, которые выполняют российские самолеты (причем нестарые и неопасные). И – снижать цену на билеты. А полеты на иностранных самолетах не дотировать. Таким образом мы могли бы поднять авиапром, опираясь на внутренний рынок.
К сожалению, у российского авиапрома сегодня мало шансов. Между тем это один из наиболее перспективных секторов промышленности. Если страна делает хорошие самолеты, которые продаются в мире (как сейчас Бразилия), – это символ ее конкурентоспособности. В этом смысле поднять авиапром легче, чем автопром, где очень трудно обеспечить высокую культуру производства 2 млн машин, еще труднее создать то, что захотят покупать россияне. Тем более мне непонятен ажиотаж вокруг судостроения, где нам придется конкурировать с Кореей за поставки в США и Европу. А вот авиапром поднимать надо. К тому же тут у нас есть неплохой опыт. Кроме того, выйди мы на мировой рынок с нашими самолетами, это станет важным психологическим фактором – у граждан возрастет вера в свою страну.

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания