04.08.2016

Слово мужчины: герои, которые сдержали свое слово

Фото: Воины Ганнибала // архив

На протяжении истории люди давали множество клятв и обещаний: одни были серьезными, другие — странными, одни выполнялись, другие — нет. Однако настоящие мужчины всегда несут ответственность за сказанное, и за их речами обязательно следуют соответствующие поступки. Это подтверждают многочисленные примеры из прошлого: лучшие правители, воины и деятели культуры не бросали слов на ветер и обязательно выполняли обещанное. О настоящих мужчинах, которые придерживались своих клятв до последнего, — в нашей статье.

Харальд I

Харальд I, будущий первый король Норвегии, дал довольно странный обет: участвуя в войне за объединение норвежских земель, он поклялся не расчесываться до тех пор, пока не одержит победу. Согласно сказаниям, Харальд объявил: «Я не буду ни стричь, ни чесать волос, пока не завладею всей Норвегией». После этих слов он девять лет сражался за объединение княжеств и все это время был верен своему обещанию, за что получил прозвище «Косматый». Подчинив себе независимые земли, Харальд I добился желаемой победы над врагами и власти над всей Норвегией. Только после этого, перед торжественным пиром, он велел причесать и подстричь себя, еще раз подчеркивая, что выполнил свою клятву. Впоследствии его прозвище сменилось на «Прекрасноволосый», и все, кто видел правителя, подтверждали, что волосы у него действительно очень красивые и густые.

Братья Горации

Согласно рассказу римского историка Тита Ливия, трое братьев-близнецов из рода Горациев были выбраны среди лучших римских воинов для сражения с самыми искусными противниками из враждебного города Альба-Лонга. Горациям предстояла битва с братьями Куриациями, которых они знали с детства. Однако долг перед родиной перевесил дружеские чувства, и римские воины согласились выступить за свой город. Трое братьев Горациев поклялись перед свои отцом, что победят в бою Куриациев или будут сражаться, пока не умрут. На поле битвы они бесстрашно бились с врагами, однако в итоге выжил только один Гораций, и победа осталась за Римом. Легендарному обету, который был выполнен ценой жизни двух близнецов и троих противников, посвящена знаменитая картина «Клятва Горациев» Жака-Луи Давида, которая хранится в Лувре.

Ганнибал

Легендарный полководец и «отец стратегии» Ганнибал дал свою знаменитую клятву, когда ему было всего около 9 лет. В этом возрасте он уже сопровождал в многочисленных походах отца Гамилькара, который потребовал, чтобы мальчик принес обет, если хочет сопровождать его на войне. Во время жертвоприношения Ганнибал поклялся, что никогда не станет другом римского народа. Сдержав свое слово, он на протяжении всей жизни воевал с могущественной империей и до последнего оставался её врагом. Противостоянию Ганнибала и римлян, на которых знаменитый полководец наводил ужас, посвящен один из эпизодов серила «Нашествие варваров», созданного телеканалом HISTORY. Документальная драма, поражающей зрелищностью и реалистичностью, дает возможность взглянуть на борьбу между мятежниками и Римом с непривычной стороны и оценить события, изменившие ход мировой истории, с точки зрения предводителей варварских племен.

Оиси Кураносукэ и 47 ронинов

Клятва этих героев лежит в основе одного из самых известных японских преданий. История о 47 ронинах повествует о бывших самураях, которые пообещали отомстить придворному чиновнику за гибель своего господина. Японские воины во главе с Оиси Кураносуке поклялись, что ответят смертью на смерть, несмотря на то, что за это их самих ждала казнь. Ронины подготовили план и постепенно, шаг за шагом, воплощали его в жизнь. Усыпив бдительность врага, они подбирались к нему все ближе, продумывали, как обойти охрану, и переправляли оружие. Перед ночью убийства они собрались все вместе, еще раз повторили свою клятву и наконец исполнили её, напав на виновника гибели господина. Несмотря на то, что ронины поступили согласно кодексу самурая «бусидо», их приговорили к смерти, однако позволили им совершить благородный обряд самоубийства, а не быть казненными, как преступники.

А. И. Герцен и Н. П. Огарев

Александр Иванович Герцен в своей знаменитой книге «Былое и думы», которую он посвятил своему другу Николаю Платоновичу Огареву, описывает момент, когда они вдвоем принесли клятву посвятить жизнь избранной ими борьбе за свободу и счастье народа. Это произошло на Воробьевых горах, а будущие критики самодержавия и крепостнической Российской империи были тогда еще подростками. Несмотря на то, что столь серьезное обещание было дано в юном возрасте, и Герцен, и Огарев не отступались от своих слов. Сегодня на месте «Клятвы на Воробьевых горах» установлен памятник, посвященный двум великим людям, которые сдержали обещание и стали революционерами-демократами, готовыми пожертвовать жизнью ради своих идей.

Иоганн Штраус — младший

Иоганн Штраус — старший был известным австрийским композитором, которого прославили вальсы. Он был гением в музыке, но к семье относился пренебрежительно, изменял жене и мало участвовал в воспитании сыновей. Старший из них, названный в честь отца Иоганном, начал интересоваться музыкой, однако знаменитого родителя это приводило в ярость: он хотел видеть сына банкиром и отбирал у него скрипку. Маленький Иоганн начал учиться музыке тайком и поклялся отомстить отцу, став знаменитым композитором вопреки воле родителя. Он хотел прославиться и написать вальсы, которые были бы еще лучше, чем произведения Штрауса-старшего. Талант и упорный труд помогли Иоганну достичь успехов несмотря на запреты, и в итоге он стал композитором, скрипачом и дирижером, а главное — выполнил свою клятву: именно его, а не отца, признали и запомнили как «короля вальса».

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика