Началась война рейтингов
Настоящий «заговор социологов» разоблачили на прошлой неделе в Фонде развития гражданского общества
Настоящий «заговор социологов» разоблачили на прошлой неделе в Фонде развития гражданского общества.
На круглом столе председатель правления фонда Константин Костин так и сказал:
– Так повелось, что во время выборов за две недели до дня голосования начинается война рейтингов. Не стали исключением и нынешние выборы.
А гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров подтвердил:
– Заговор социологов – обычное явление. Правда, обычно войну с профессиональными исследовательскими центрами ведут какие-то фейковые структуры, которые берут данные рейтинга вообще с потолка. А на этот раз впервые на моей памяти свою рейтинговую службу создал один из оппозиционных кандидатов в мэры Москвы, а именно Алексей Навальный.
По данным штаба Навального, рейтинг нынешнего и.о. мэра Сергея Собянина чуть ли не на треть ниже официального. Этим Федоров, понятно, не слишком доволен. И совсем даже не потому, что конкуренты выдают отличные от ВЦИОМа цифры:
– Люди Навального проводят опросы на улице. Это не страшно. Но существуют специальные методики, как это делать правильно. У метро, во дворе, в магазине – там будут опрошены разные люди и получены разные результаты.
Время тоже играет большую роль: если в одном и том же торговом центре опрашивать людей в обед и ближе к полуночи, победителями рейтинга тоже будут разные люди, ведь их определяла разная аудитория. Опросы проводить, конечно, имеет право каждый, но чтобы получить достоверный результат, этим должны заниматься профессионалы, а не волонтеры, которые обычно в первую очередь опрашивают тех, с кем им самим приятней общаться, то есть тех, кто даст заведомо нужный ответ. Это так называемые «формирующие» опросы. В Штатах их еще прозвали «соломенными», но там они отжили свое еще в 30-е годы прошлого века. Какой смысл тратить на них время и деньги, когда они дают пусть и приятные заказчику, но необъективные результаты. Если вы им поверите, вы просчитаетесь. Эта иллюзия может дорого стоить.
Впрочем, эксперты, участвовавшие в работе круглого стола, сошлись на том, что у некоторых кандидатов в мэры Москвы все же есть свой резон в таких вот «соломенных» рейтингах: им же надо как-то завуалировать отсутствие собственной популярности. Да и после провала на выборах будет лишний повод заявить об украденной победе и попытаться сохранить лицо. Словом, «солому» подстилают, чтобы падать мягче.
Между тем, по данным ВЦИОМа, на момент написания этого материала за Сергея Собянина были готовы проголосовать 67,4% москвичей, что гарантирует ему победу в первом туре.
Читайте также:
Алексей Навальный: Отобрать у Путина Москву – значит разрушить его модель власти
Алексей Навальный рассказал, куда идут заработанные им деньги из опубликованной декларации о доходах