06.07.2010

Человек Путина на Сейшелах

Ни для кого не секрет, что дружба с сильными мира сего традиционно становится у нас самой твердой валютой.

Ни для кого не секрет, что дружба с сильными мира сего традиционно становится у нас самой твердой валютой.

На нее покупаются компании и положение. В особой цене «надежные» (читай: не болтливые) друзья. А также те, с кем по жизни сложились «особые» отношения. Кого не вычеркнешь в силу их особого статуса. Например, свидетель на свадьбе. У Владимира Путина он один – по количеству браков – Виктор Хмарин, юрист и бизнесмен самого широкого профиля. Официально Хмарин – член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга, но преуспел он больше не на адвокатском поприще, а участием в совете директоров разных крупных компаний.

Виктор Хмарин – единственный из близкого окружения Путина, кто ни разу публично не проронил ни слова о своей дружбе с молодым ВВП. Хотя рассказать ему есть больше, чем кому-либо.

Свадебный переполох

Хмарин – однокурсник и близкий приятель Путина. Вот и тренер будущего премьера по дзюдо особо выделил Хмарина в своих воспоминаниях: во время учебы на юрфаке ЛГУ на втором курсе Владимир Путин купил автомобиль, но об этом никто не знал, кроме самых близких друзей: Николая Егорова, Ильгама Рагимова, Владимира Черемушкина и Виктора Хмарина. Последний был особенно близок ВВП по «очень личным обстоятельствам» – он чуть не стал свояком будущего премьера. Путин встречался с родной сестрой Виктора Хмарина и даже собирался на ней жениться, но по непонятным причинам свадьба отменилась в самый последний момент. Спустя почти 30 лет, уже будучи президентом, Путин вспоминает об этом в книге «От первого лица»:

«Я принял это решение (расстаться. – Ред.). Мы уже подали заявление. Все было совсем готово. Родители с обеих сторон все закупили – кольца там, костюм, платье… Это было одно из самых сложных решений в жизни. Очень было тяжело. Я выглядел как последний негодяй. Но я решил, что лучше все-таки сейчас, чем потом мучиться и ей, и мне…»

Что тогда, в 1970-е, на самом деле произошло, достоверно знают только трое: Путин, его первая невеста (ее, кстати, как и жену ВВП, зовут Людмила) и брат этой невесты Виктор Хмарин. Людмила Хмарина никогда не давала интервью. И кроме того, что она медик и замужем, о ней ничего не известно. Гораздо больше дивидендов из неудавшейся матримониальной истории извлек ее брат.

Адвокат по всем вопросам


Еще в период работы Владимира Путина в мэрии Санкт-Петербурга, в 1993 году, его однокурсник Виктор Хмарин добавил к адвокатскому статусу престижный нефтяной. Его фирма «Вита-Х» получила 5% Петербургской топливной компании (ПТК), которую тогда контролировал осужденный сейчас питерский авторитет Владимир Кумарин. В 1998 году Хмарин вошел в совет директоров ПТК. Чуть позже он официально стал заведовать юридической консультацией в Ленинграде, но за скучной юриспруденцией никогда не забывал заботы и интересы большого бизнеса.

В 2004 году была образована фирма «Хмарин и партнеры», связанная через соучредителя фирмы Вячеслава Куприянова с крупными компаниями «Ямал-Инвест» и «Разноэкспорт», которые серьезно зарабатывали на посреднических услугах Газпрому. Когда началось расследование по неуплате налогов «ЯмалИнвестом», следователи насчитали разветвления и связи с 16 «дочками», «внучками» и «троюродными племянниками» Газпрома. Фамилия Хмарин в ходе проверки не фигурировала, да и само расследование вскоре было спущено на тормозах, но любопытные факты остались.

– От Газпрома ведет много ниточек к разным средним и мелким компаниям, которые кормятся за счет «национального достояния». И практически каждая такая кормушка не случайная, на ней стоит «свой» человек – чей-то друг или родственник, который контролирует услуги по ведению бухгалтерского учета – рассказал «Собеседнику» миноритарный акционер и оппонент Газпрома в суде Алексей Навальный.

В начале 2000-х годов Хмарин вошел в совет директоров известного в узких кругах АКБ «Флора-банк», который себя не рекламировал и клиентов не зазывал, но имел устойчивую репутацию банка для «своих». В совете директоров банка заседал также другой однокурсник и приятель ВВП – Ильгам Рагимов.

Дружба с разведчиком накладывает определенный отпечаток. Сегодня Виктор Хмарин направил свои интересы подальше от любопытных глаз – в далекую Якутию. Но интересу к природным ресурсам родины не изменил: сейчас он возглавляет совет директоров «Сунтарнефтегаза» – малоизвестной, но достаточно крупной компании. В Интернете всплывали обрывки неких телефонных переговоров, в которых голос, похожий на голос гендиректора «Сунтарнефтегаза», жаловался, что «мы думали, Витя все решит с Вовой, он гарантировал и обос…ся».

В начале 2000-х Виктор Хмарин собирался «выйти из тени» своего однокурсника и включиться в политику.

– Тогда серьезно рассматривался вопрос, что он возглавит Демократическую партию России, – рассказал «Собеседнику» бывший член политсовета ДПР, сейчас – член политсовета движения «Правое дело» Вячеслав Смирнов. – Но переговоры тогда ничем не закончились.

Рассказывают, что главный ресурс, который обещал привлечь Хмарин – это «выход на Самого». Но то ли между старыми приятелями пробежала черная кошка, то ли в это мало кто поверил, но дело закончилось вступлением Виктора Хмарина в партию и растворением среди массы однопартийцев. Позже партия влилась в движение «Правое дело», но Хмарина в рядах оппозиционной партии уже не было. Он не пошел против старинного приятеля.

Работа в раю

У Виктора Хмарина есть еще одна ипостась – он почетный консул Сейшельских островов, которые обычно называют раем на земле. У этого рая, можно сказать, два отделения – туристическое и офшорное.

– Сейшелы – одно из самых популярных мест для создания офшора. И одно из самых дешевых, – сказал «Собеседнику» бизнес-консультант компании «Вест Юнион» Сергей Устинов.

На Сейшелы направляются не только за великолепным загаром и хорошим отдыхом, но и за прибылями, которые не облагаются налогами. Здесь регистрируются фирмы, которые не хотят афишировать истинных владельцев, выводят прибыли и уходят от налогов.
Почетный консул – представитель страны в России – назначается по согласованию с МИД обеих стран. Это нештатная должность, которая тем не менее имеет много полезных и приятных функций. В основном – расширение торговых, экономических и культурных связей. У почетного консула дипломатическая неприкосновенность, и его сейф имеет иммунитет от вскрытия при обыске, все его бумаги защищены от просмотра и конфискации. У него есть право на особый номерной знак на автомобиле, провоз до нескольких сот килограммов багажа без досмотра.

Естественно, такая непыльная, но престижная и выгодная работа не достается абы кому. У Виктора Хмарина территория консульского охвата на редкость крупная и включает Ленинградскую, Мурманскую, Архангельскую, Псковскую и Новгородскую области. Офис находится на территории престижного Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Как выяснил «Собеседник», по тому же телефонному номеру, что и у почетного консульства, зарегистрирована компания «Центр аудита и оценки» с интересным перечнем услуг: аудит, консалтинг, бухучет, бизнес-планирование, корпоративные финансы, юридические услуги и налоговое консультирование. Скорее всего этот обширный список связан с деятельностью офшоров. Такие компании традиционно приносят приличные доходы, а в сочетании с дипломатическими льготами становятся еще привлекательнее. Особенно в дополнение к другому, не менее почетному званию – «свидетель на свадьбе Путина».

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика