16.09.2009

Мчатся танки по квартире – «Тигр» и Т-34

Бронетехники вокруг еще восемь сотен штук

Петербуржец Александр Щербаков вполне может считаться командующим танковой армией. В его распоряжении находится около 800 боевых машин. От настоящих их отличает лишь размер, все модели выполнены в масштабе 1:35. Коллекция эта официально признана крупнейшей в России.

Первый танк подарила жена

Коллекционированием моделей бронетехники Александр Щербаков увлекся совершенно случайно. Лет десять назад жена подарила ему на Новый год огромный блестящий пакет. В нем был танк. Преподнося модель М-60 А1 1962 г., супруга даже не догадывалась, что подарит мужу увлечение на долгие годы.

– Я не мог не собрать этот танк, все-таки подарок жены, – смеется Александр Щербаков. – А поскольку не знал, с какой стороны подступиться, пришел в клуб, где были выставлены готовые модели. Посмотрел и удивился, насколько качественно люди это делают. Захотелось не просто склеить и покрасить подарок жены, а сделать это так, чтоб было красиво. В итоге, когда я принес готовую модель специалистам, никто не поверил, что до этого я не собирал танки…
Жена против нового увлечения мужа в целом не возражала: сидит человек, клеит себе танки, что в этом плохого? Морщилась лишь из-за запаха нитрокраски, которой покрывают собранные модели. Когда же родилась дочка, красить свои любимые танки Щербаков мог лишь в тот момент, когда жена уходила с ребенком на прогулку. К счастью для домашних, в квартире собственными руками Александр собрал лишь около 50 моделей.

– Меня и сейчас тянет что-то склеить самому, но я стараюсь держать себя в руках, – говорит Александр Щербаков. – Теперь я заказываю специалистам интересующие меня модели. У них получаются настоящие произведения искусства.

Может позавидовать любой музей

Поменялся и принцип, по которому Щербаков формирует коллекцию. Раньше он собирал все подряд: от неуклюжих монстров времен Первой мировой до новейших «Абрамсов» и «Леопардов». Однако набрав около 300 машин, понял, что собрать все танки, которые когда-либо были выпущены, – задача просто нереальная. Тогда Александр сконцентрировался на технике периода Второй мировой войны. Коллекция поменялась качественно и стала приобретать историческую ценность.

– На примере коллекции можно проследить, как развивалась история танкостроения, – продолжает Александр Щербаков. – Скажем, возьмем основную машину вермахта – Panzerkampfwagen IV. Можно увидеть, какой она была в проекте, как выглядели предсерийные и серийные образцы, как улучшались ее боевые качества: броня, маневренность и т.д. Как ее переделывали наши, когда захватывали эти машины в качестве трофеев. Другой пример – наша легендарная 34-ка, она ведь тоже менялась в течение войны – появлялись новые модификации. Кроме того, немцы захватывали ее в ходе боев и переделывали под себя. Ставили башни от своих танков, рисовали огромные кресты на бортах, но никогда не использовали эти машины на передовой. Немецкие артиллеристы прекрасно знали контур Т-34 и могли бы запросто пальнуть по своим. Не спасла бы никакая свастика.

Можно возразить, что гораздо удобнее изучать историю танкостроения в музеях бронетехники, которые существуют во многих странах мира. Однако там выставлены далеко не все машины, которые принимали участие во Второй мировой войне. Многие просто не сохранились до наших дней. Не говоря уже о каких-то модификациях, которые собирались непосредственно в боевых условиях и могли заметно отличаться от серийного образца. Коллекция Щербакова – единственная возможность все это увидеть своими глазами. К тому же есть шанс сравнить наш Т-34 с немецким «Тигром» или «Пантерой». Все модели выполнены в одинаковом масштабе.

– В немецких танках дуло после выстрела продувалось сжатым воздухом, а в наших этого не было, – рассказывает Александр Щербаков. – Соответственно пороховые газы оставались в башне, и после 6–8 выстрелов танкисты просто теряли сознание. Как наши деды выигрывали сражения в таких условиях, непостижимо. Вообще, всплывает масса нюансов, которые позволяют лучше понять историю. Скажем, камуфляж. Все наши танки были зеленого цвета, а немецкие – серого. А с 1944 года они начали применять «разрушающий» камуфляж. Он трехцветный и в движении мешает определить контур машины. Так можно ввести противника в заблуждение: мол, мы перебрасываем одну дивизию, а на самом деле совсем другую. Когда катаешь модель с «разрушающим» камуфляжем по столу, хорошо видно, как он работает.

Есть рекорд,будет еще один!

Коллекция Щербакова уже признана крупнейшей в нашей стране, о чем свидетельствует диплом, выданный Книгой рекордов России. Теперь Александр собирается получить такой же документ от Книги рекордов Гиннесса. Заморские представители танками уже заинтересовались, так что у Щербакова есть все шансы официально стать обладателем самой большой коллекции моделей бронетехники в мире. Для того чтобы выставить ее целиком, нужно около 100 кв. метров. Поэтому часть экспонатов Александр хранит на работе, а часть дома. Впрочем, останавливаться на достигнутом он не собирается, а потихоньку продолжает находить новые экспонаты.

– Прихожу я домой, смотрю на них, и у меня душа радуется, – делится Александр. – Родственники тоже привыкли уже, что вся квартира моделями заставлена, да и на работе отношение поменялось. Раньше люди посмеивались: взрослый дядька, а танчики клеит, а теперь относятся с уважением. Ведь каждый танк – это произведение искусства, потому что в него душа вложена.

Рубрика: Без рубрики

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика