Виталий Рыбаков поддержит несистемную оппозицию
Придёт ли Навальный в Орёл?
Придёт ли Навальный в Орёл?
Интереснейший феномен перехода богатых россиян в политику демонстрирует на собственном примере известный орловский предприниматель и общественный деятель Виталий Рыбаков.
Как стало известно нашей редакции, активист поддержал начавшуюся в последние дни общественную кампанию по разоблачению коррупционеров, жуликов и воров, афиллированных с бывшим губернатором Вадимом Потомским.
Собственные источники редакции утверждают, что Рыбаков мог простимулировать неформальные журналистские расследования коррупционной деятельности отдельных членов команды бывшего губернатора. Это исследование в настоящее время, по нашим сведениям, неформально анонсированно к публикации и вот-вот появится на страницах ряда местных и федеральных изданий.
Общим местом в популярных рассуждениях о психологии стало упоминание так называемой "пирамиды Маслоу" — диаграмма, наглядно показывающая, что, по мере удовлетворения базовых потребностей, у человека возникает желание удовлетворять потребности более высокого уровня. Так и многие российские миллионеры — удовлетворив потребности желудочные и прочие материальные, направляют своё движение к достижению общественного признания и иным социальным успехам.
А что же может быть более социальным, чем карьера политика, общественного трибуна?
Ни для кого не секрет, что достаточно большую долю в депутатском корпусе многих регионов составляют именно местные бизнесмены, решившие от строительства собственного материального базиса перейти к управлению регионом.
Однако, большинство из них, и Орёл здесь не исключение, играют по одним и тем же правилам. Внутренние региональные конфликты "разруливаются" на месте, а сам окрас политических выступлений депутатов, обычно, находится в русле их официозных, парламентских партий. Депутат может быть членом ЕР, КПРФ, ЛДПР… но парламентская партия остаётся парламентской партией, и вместо устройства очередных революций депутатская деятельность остаётся в формате конструктива, а сами представители парламентских фракций оппозиционерами могут называться только условно.
Впрочем, как мы убедились, не всегда. Быть может, Рыбаков счёл, что у него вряд ли есть более эффектный способ для входа в по-настоящему большую политику, чем острая критика существующей власти? Последние годы политическая позиция Виталия Анатольевича непрерывно радикализовалась. Не найдя общего языка ни с местным отделением Единой России, ни с местным отделением левоцентристской Народной Партии России, Рыбаков решил перейти к соло-карьере политика.
Как указывают эксперты, Виталий Рыбаков в своих подходах копирует показавшие свою эффективность методы известного российского оппозиционера Алексея Навального, точно так же кочевавшего, некоторое время по партиям и околопартийным блокам, но сосредоточившегося, в итоге, на продвижении собственного имени — "бренда".
Оказавшись, вскоре после последних выборов, белой вороной среди коллег-депутатов, Рыбаков явно пришёл к выводу, что в его неустойчивом положении местного политика нужно что-то менять. А для такого рода смены, возможно, нужна уже всероссийская известность.
И он вложился в разоблачение коррупции на местном уровне — повторяя образец Алексея Анатольевича, Виталий Анатольевич, безусловно учёл специфику региона. По сравнению с Навальным, Рыбакову, конечно, проще, так как его критика, хотя формально говоря и против власти, но по факту направляется не на провластную ЕР, а околовластную, но формально оппозиционную КПРФ, членом которой являлся и предыдущий губернатор, и нынешний. Работа в регионе, относящемся традиционно к "красному поясу", с сильному прокоммунистическими настроениями, накладывает свою специфику. Если политику не получается найти себя ни в рядах "партии власти", ни в рядах официальной парламентской оппозиции — ему только и остаётся, что идти в оппозицию несистемную.
Подобное сходство образа действий вряд ли является случайным, да и вопрос о возможном сотрудничестве двух видных оппозиционеров — регионального и федерального вовсе не настолько фантастичен, как это могло бы показаться дилетанту.
Более того, встаёт вопрос о том, не синхронизированы ли действия Рыбакова и активистов Навального в регионе, случайно ли именно сейчас московский штаб Навального начал намного интенсивнее общаться со своим орловским филиалом.
Подготовка шла и раньше — штаб Навального в Орле был открыт 20 июня. Но, пока регионом руководил Потомский, неизбежного ухода которого все ожидали уже несколько месяцев, проявлять активность, возможно, что демонстрировать активность не было большого смысла. Сейчас политический ландшафт области переменился — сменщик Потомского Клычков не успел ещё в полной мере войти в курс дела и это открывает хорошие перспективы для раскрутки несистемного, в том числе уличного протеста.
Тем более, что наработанная инфраструктура полит-PR и опыт самостоятельного проведения уличных протестных акций у Рыбакова имеются. Имеются у него и определённого сорта материалы по деятельности ряда местных чиновников.
И, как мы видим, именно сейчас их готовы пустить в ход, распространив по широкому кругу СМИ. И это делается в стилистике, типичной для действий ФБК.
Злые языки утверждают, что финальные переговоры о координации между неформальным штабом Виталия Рыбакова и штабом кампании Навального в Орле должны состояться в ближайшие две недели. Однако, мы видим, что обсуждаться, возможно, будут технические вопросы, а в самом главном — быть или не быть коалиции, вопрос уже практически решён.
Пока речи о том, что Рыбаков официально заменит представителя Навального на Орловщине Виктора Зырянова, не идёт. Но можно предположить, что сторонам необходимо присмотреться друг к другу и попробовать совместную работу, координируя протестные акции.
Станет ли этот союз удачным? Получится ли у Рыбакова подтянуть уличные массы на борьбу с коррупцией и продемонстрировать поддержку орловчан президентским амбициям Навального? Нам кажется, что мы узнаем об этом очень скоро.