Соавтор Закона о СМИ: Наши депутаты выполняют функцию иноагентов
Учёный, юрист Владимир Энтин рассказал Sobesednik.ru, как Россия становится главным врагом журналистов со всего мира

Учёный, юрист Владимир Энтин рассказал Sobesednik.ru, как Россия становится главным врагом журналистов со всего мира.
19 декабря российские законодатели продолжили свою борьбу против СМИ, признанных в РФ «иностранными агентами». Депутаты Пётр Толстой и Леонид Левин, а также сенаторы Андрей Клишас и Людмила Бокова внесли в Госдуму законопроект, который обязывает СМИ-иноагенты учреждать российские юридические лица для распространения своих материалов.
Кроме того, авторы инициативы предложили признавать СМИ-иноагентами физические лица, в том числе блогеров, которые получают деньги из-за рубежа. Впрочем, в этом вопросе законодатели напустили туману. «Если они [блогеры] являются СМИ и получают финансирование из-за рубежа, но, в принципе, мы не рассматриваем блогеров в контексте этого закона», – сказал вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Напомним, полномасштабное наступление на иностранные СМИ развернулось в России в ноябре, когда Госдума приняла закон, позволяющий относить СМИ к категории «иностранных агентов». Это стало ответом Москвы на претензии Вашингтона к телеканалу Russia Today, которому пришлось зарегистрироваться в США в качестве иностранного агента. В декабре Минюст признал иноагентами «Голос Америки» и «Радио Свобода», а также семь специальных проектов последнего.
Навесят ли на блогеров бирку иноагентов? Как борьба со СМИ разрушает российскую государственность? Об этом Sobesednik.ru поговорил с Владимиром Энтиным – адвокатом, сотрудником МГУ, МГИМО и Центра цивилистических исследований Института государства и права РАН, одним из авторов действующего в РФ Закона «О средствах массовой информации»:
– Если следовать той логике, которая заложена во все эти законопроекты, то иностранными агентами являются все средства массовой информации, в том числе «Российская газета» [официальный орган Правительства РФ – прим. ред.]. Бо́льшая часть наших доходов формируется за счёт экспорта нефти и газа. Расчёты за эти экспортные товары производятся в иностранной валюте. Так как наш бюджет использует главным образом указанные средства, всё это косвенным образом является финансированием из за рубежа.
Все средства массовой информации нацелены на то, чтобы принимать участие в общественной жизни, а она затрагивает большое количество людей и уже по определению является политикой. То есть под критерий, который заложен в качестве основного, подпадают все и каждый. Следовательно, обязанность регистрировать юридические лица и обязанность указывать себя в качестве иностранного агента должны носить универсальное применение: все должны выполнять эти требования. Ни одно СМИ не может быть обойдено.
Требование в обязательном порядке регистрировать юридическое лицо – это то же самое, что заставить всех граждан РФ стать индивидуальными предпринимателями. Это принуждение к определённой активности и к дополнительным выплатам.
Единственное, что за этим стоит – это попытка сделать невозможным доступ к указанным СМИ. Основное назначение данного законопроекта – работать своего рода «глушилкой», но эта «глушилка» является малоэффективной. Депутаты в этом своём законопроекте хотели продемонстрировать всю абсурдность подхода к использованию термина «иностранный агент». Вся эта свистопляска представляет из себя попытку иметь какие-то списки пропагандистского характера для того, чтобы ужесточить контроль над интернетом и блокировать ресурсы.
Но технически это не осуществимо, а накопление различного рода долгов за иностранными СМИ, которое не зарегистрировали юридическое лицо, – я себе плохо представляю, каким образом эти долги могут быть взысканы. Потому что имеет смысл обязывать кого-то что-то заплатить или что-то сделать, когда у тебя есть реальные средства принуждения. Ну хорошо: вы высылаете из страны всех иностранных журналистов из-за того, что они отказались носить соответствующие бирки. Неужели вы думаете, что удастся блокировать информацию в стране по примеру Северной Кореи? Маловероятно. От этого рвения больше вреда для страны, чем можно себе представить.

– Могут ли блогеров признать СМИ-иноагентами?
– Нужно доказать, что блогер получает финансирование из-за рубежа на ведение своей деятельности либо на содержание своего блога. Но, во-первых, сама идея считать блогеров средствами массовой информации дурная, она не стала умнее оттого, что она официализирована. Во-вторых, если блогер считает себя средством массовой информации, то это его право – решить, как он будет официализироать свой статус. Потому что блог предназначен не для неопределённого круга лиц, а только для тех, кто общается с данным человеком; кроме того, блог – это способ высказывания своего личного мнения.
То есть деятельность блогера основывается на другом конституционном принципе – на свободе слова. Это не свобода СМИ, а свобода каждого индивидуального гражданина. Получается, что к каждому гражданину, имеющему страничку на Facebook и общающемуся с неопределённым кругом лиц, – к нему могут предъявить такого рода требования в том случае, если он переписывается с лицами, которые не являются российскими гражданами. Это ситуация снежного кома, когда последствия становятся ещё более абсурдными, чем начальная идея, в это заложенная.
– Как далеко зайдёт эта свистопляска, весь этот абсурд?
– Через какое-то время это всё сойдёт на нет. У нас уже опыт. В принципе можно разжечь костёр и сбрасывать туда различного рода атрибутику, связанную с иностранными СМИ. Закупать иностранные газеты и журналы и сжигать их на этом костре. Но ничего, кроме пепла, такая акция не даст.
Я предполагаю, что действия тех, кого мы считали вандалами и кто разрушал тысячелетиями сохранявшиеся культовые сооружения, – это действия того же самого порядка. Разрушение средств общения, которые существуют между людьми, относится к этой же категории.
В предлагаемых мерах огромное число нарушений. В первую очередь это воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста, что является правонарушением по российскому законодательству [прим. ред.: статья 144 УК РФ, в случае использования служебного положения – до двух лет тюрьмы]; чтобы вводить такого рода меры, надо эти нормы отменить. Этим мерам мешает также целый ряд статей Конституции. Значит, надо в установленном порядке внести законопроект о том, что свобода деятельности СМИ резервируется только за официальными изданиями и только за журналистами, аккредитованными этими изданиями. Все остальные журналистами и средствами массовой информации считаться не могут, так как они являются потенциальными иностранными агентами. Надо переписывать всё законодательство по этому поводу.
– Ничего хорошего.
– Да, но я полагаю, что любая инициатива депутатов направлена на то, чтобы показать, какой я патриот и как я сейчас все эти иностранные СМИ порву на части, потому [что] как США посмели создавать препятствия для деятельности нашего канала.
Предпринимая такого рода меры в отношении всех СМИ, мы фактически превращаем всех журналистов, всё мировое журналистское сообщество в наших убеждённых противников. Мы делаем максимум того, чего бы не смог сделать даже американский Конгресс: даже он бы не мог принять рекомендации всем перестать сотрудничать, заклеймить и так далее.
Наши депутаты предлагают меры, порочащие российское государство, и фактически добровольно выполняют функцию иностранных агентов. Встает вопрос о разумности их пребывания в стенах Госдумы.
– У общества есть возможность сопротивляться этому?
– Единственная возможность сопротивляться – это сказать: ваши предложения направлены против российской государственности, на подрыв репутации России путём принятия явно антиконституционных мер, превращающих тех, кто определяет общественное мнение других стран, то есть журналистов, в наших убеждённых противников. Сознательно это может делать только враг. Если же ваша деятельность носит бессознательный характер, то стоит вопрос о вашем профессиональном соответствии.