От Лужкова отворачиваются друзья

Не прошло с момента отставки Юрия Лужкова еще и недели, как от него отодвинулись те, кто совсем недавно наперегонки спешил засвидетельствовать ему свое почтение. Самые «порядочные» просто объявили заговор молчания.

Не прошло с момента отставки Юрия Лужкова еще и недели, как от него отодвинулись те, кто совсем недавно наперегонки спешил засвидетельствовать  ему свое почтение. Самые «порядочные» просто объявили заговор молчания.

Ближний круг

– Одна из причин такого отношения заключается в том, что Лужков сам здорово изменился за последние годы. Кроме внешних поводов для претензий – это то, о чем сейчас пишут все, – есть внутренние, о которых знает только близкий круг, – рассказал нам один из членов этого круга. – После того как в 1999 году его партия провалила парламентскую кампанию и вопрос о президентстве был решен не в пользу Лужкова, а в пользу Путина, с мэром начались внутренние превращения. Он снял некоторые самоограничения, которые до этого на себя накладывал. У него серьезные семейные проблемы: Елена Николаевна Батурина давно оградила его от верных друзей. Он перестал слушать наши советы, когда, на мой взгляд, это было необходимо. Если бы он своевременно прислушался, то, может быть, отставка, которая в любом случае произошла бы, была не такой оглушительной.

Человек, который нам это рассказал, просил не публиковать его имя, так как, несмотря на «некоторые противоречия», продолжает считать Юрия Михайловича своим товарищем и не хочет в такой момент «добивать раненого льва».

Еще один друг Лужкова – Зураб Церетели  вообще не стал общаться с журналистами. Его пресс-служба просила не писать, что Зураб Константинович отказался от комментариев, просто «на этой неделе он высказаться на эту тему в силу своей занятости и плотного рабочего графика не сможет». Оказывается, не все так просто:

– Уже давно Церетели стараниями Елены Николаевны отдален от Лужкова и практически не имеет возможностей с ним встречаться, – объяснил такое поведение скульптора один из близких экс-мэра. – Поэтому он и молчит. Людей вообще сейчас обуревают противоречивые чувства: семейный бизнес Лужкова и Батуриной задолго до указа Медведева отдалил многих. Вы знаете, что, например, Константин Затулин, с которым Лужков плотно работал по программе помощи сооте­чественникам, 1,5 года не мог попасть на прием к мэру? Никто сейчас не будет говорить с вами, кроме Кобзона, который остался в друзьях.


У Кобзона доверия не утратил

Иосиф Давыдович действительно первый и практически единственный публичный человек, который кинулся на помощь Лужкову, едва стало известно о недоверии Медведева.

– Нельзя быть к такому готовым, – рассказал о настроении последних дней своего друга Кобзон. – Формулировка какая-то размытая – «утрата доверия»... Могли его пригласить, поблагодарить за проделанную работу и попрощаться. А просто так ударить по голове, ничего не сказав…

Аналогичное отношение к форме, в которой отправили мэра на пенсию, высказал один из немногих депутатов Мосгордумы, которые готовы поддерживать Лужкова – Михаил Москвин-Тарханов.

– Лужков всегда вызывал уважение у сильных людей, таких как Путин и Ельцин. Это были этакие «медведи», которые принимали Лужкова за своего, зная, что Москва находится в его мощных лапах. А Дмитрий Анатольевич совсем другой человек. Он всегда был чистенький, аккуратненький, исполнительный, всегда при Владимире Владимировиче. И вот на посту президента ему нужно отстоять себя. Некоторые теперь президента с этим поздравляют, я же ему очень соболезную. Не мужские черты характера он проявил, а женскую обиду.

Еще один подчиненный Лужкова не так резко отзывается об отставке, но кидать камни в бывшего шефа тоже не готов.

– У нас есть президент РФ, он принял жесткое решение. Но я не согласен с теми, кто еще вчера лизал Юрия Михайловича и говорил, какой он красивый, богатый, умный, получал от него разные «позитивные моменты», а как только вышел указ о его отставке, тут же начал в него плевать, – заявил нам префект САО Москвы Олег Митволь.

Иосиф Кобзон ко всему прочему признался, что фракция «Единая Россия» в Госдуме не рекомендовала ему комментировать отставку Лужкова:

– А чего мне опасаться? Бизнесом я не занимаюсь, работаю депутатом. Претензий ко мне в палате нет. Чего мне бояться? Мне всегда приходили на помощь друзья, и я всегда готов прийти им на помощь. Когда мне было плохо, со мной был рядом Юрий Михайлович. Он приезжал и в клинику, и в Германию, и в онкоцентр на Каширке. Как же я могу в эти моменты, когда он опечален, держаться отстраненно?

Партийный протест

Из «Единой России» Лужков вышел демонстративно шумно и оперативно. Напомним, что он был фактически одним из основателей партии. И даже после того, как у руля «медведей» встал лично Путин, свой вес Лужков в ней не потерял. События последнего месяца, когда его единомышленники не удосужились вступиться за столичного градоначальника во время информационной травли, спровоцировали Лужкова на демонстративную реакцию. Самое интересное, что лужковский партбилет – не единственный, который лег на стол на прошлой неделе. Также выйти из рядов ЕР пожелал брат помощника президента Аркадия Дворковича – Михаил. Михаил Владимирович заявил, что прощается с партией из-за неадекватного отношения к Юрию Лужкову и финансовой непорядочности одновременно.

– Реакция партии, которая две недели назад мэра поддерживала, а сразу после указа президента начала пинать – это непоследовательность, – считает Дворкович. – Я полностью поддерживаю отставку Лужкова, считаю, что руководители такого ранга должны уходить вовремя, но непоследовательность ЕР в этом вопросе меня на самом деле удивила.

Заграница поддержит

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, который в последнее время также впал в немилость Кремля, направил Юрию Михайловичу личное письмо поддержки. «Жизнь на этом не заканчивается», – философски отметил белорусский лидер, но добавил, что «понимает обиду» Лужкова.

Вообще, политическая карьера вчерашнего столичного мэра может продолжиться самым неожиданным образом. Лужкову готовы подставить плечо со­отечественники из Севастополя, для которых он сделал немало. Несколько организаций подготовили обращение к президенту Украины Януковичу с просьбой назначить Юрия Лужкова председателем севастопольского исполнительного комитета. То есть тоже практически мэром.

– Это свидетельствует о добрых чувствах и признательности за поддержку, которая во многом олицетворялась фигурой Юрия Михайловича Лужкова. Но фактически это невозможно, – пояснил Константин Затулин. – Скорее всего севастопольцы просто захотели поддержать Юрия Михайловича в трудную минуту.

 

«Или глупо, или подло»

Константин Затулин, член фракции «Единая Россия» в Госдуме, «рискнул» дать комментарий «Собеседнику».

– Я по собственной инициативе в первый день, когда появился указ президента, отказывался от комментариев. Единственное, что говорил журналистам: с моей стороны комментировать уход Лужкова – это или глупо, или подло. Сейчас вам скажу, что для меня это не лучшее из возможных решений. Считаю, что стоит выразить сожаление по этому поводу всем сторонам, – дипломатично заметил Затулин. – Вы должны понимать, что я в течение долгого периода так или иначе контактировал с Юрием Михайловичем, числился его советником. С моей стороны непорядочно подталкивать его в тот момент, когда многим показалось, что он пошатнулся.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика