Колонка редактора. Ксения Собчак предлагает помолчать

Допустим, в Кремле не против, чтобы Собчак выдвигалась в президенты. И что, только поэтому за нее нельзя голосовать?

Фото: Global Look Press

Когда делаешь сюрприз, особенно такой, который долго готовится, главное — чтобы в нем была хоть какая-то неожиданность. Выступив вечером 18 октября с заявлением о намерении баллотироваться в президенты России на выборах-2018, Ксения Собчак подтвердила все то, о чем говорили последние месяцы — и от чего она до сих пор так старательно отнекивалась.

Она призывает проголосовать за себя тех, кто не хочет голосовать ни за кого; убедительность уровня «ложечку за маму, ложечку за папу». Фамилия «Навальный» была Ксенией упомянута, и было также упомянуто (в числе прочих злоупотреблений, в знак протеста против которых надо голосовать за нее), что каких-то людей не пускают на выборы, но никакой связи между этими двумя сообщениями проведено не было. Ну то есть такое бывает, и это, конечно, плохо, но вот так уж получилось — примерно как бывает плохая погода. Но деваться ведь все равно некуда, поэтому — голосуйте за меня.

Вернее, даже не так: Ксения Собчак говорит, что идет на выборы «против всех этих», и голосовать призывает якобы не за себя, а «против всех». Но за нее. И самое смешное, что именно такая формулировка отвечает на вопрос, которым тоже в последние недели задавались многие: как относятся к новорожденному политику как раз «все эти» за Кремлевской стеной. В России традиционно трудно с агитацией в пользу протестного голосования: за призывы голосовать «против всех», портить бюллетени и так далее людей в регионах неоднократно штрафовали и наказывали, а призывы не участвовать в голосовании приравнены по закону к призывам к свержению власти. Если кандидат, открыто призывающий голосовать «против всех» (а на самом деле — сюрприз, сюрприз! — за себя), окажется зарегистрирован и спокойно будет продолжать избирательную кампанию с теми же лозунгами, то сомнения в том, насколько власть одобряет его выдвижение и насколько ее устраивает эта политическая борьба нанайских мальчиков, пожалуй, растают окончательно.

В целом от видеообращения Ксении Собчак остается нелегкое впечатление, что аудиторию откровенно держат за идиотов. Пожалуй, трудно было более неумело пытаться выдать старт кампании саморекламы за самопожертвование и служение обществу. Но и в этом нет тоже абсолютно никакой новости. Почти никто не верит, что президентские выборы — 2018 что-то изменят. Они воспринимаются, кажется, почти всеми как обуза, как утомительное представление, которое, увы, невозможно отменить и потому придется провести, скрипя зубами, когда скулы сводит от зевоты.

Но в сегодняшней ситуации в России даже возможность участвовать в бессмысленной политической клоунаде должна быть санкционирована и одобрена сверху. Даже участники этой бессмыслицы должны быть просеяны и одобрены — и мы, кажется, видим, кто проходит этот отбор, а кто нет. Спорить о том, делает ли приемлемость того или иного кандидата для власти его более или менее привлекательным для избирателей, смертельно скучно. Просто у всех, кто хочет выразить свое недовольство, но очень хочет играть по всем правилам, кто хочет «хотя бы попытаться», и так далее, и так далее, — у всех этих людей действительно появился оптимальный кандидат. После выборов они смогут сказать себе: вот видишь, оказывается, чтобы показать «им всем», необязательно было так орать, что ты против. Можно было даже просто промолчать, когда все кричат «за». Все равно ничего не изменилось — кроме твоей самооценки. Короче, не молчи просто так — промолчи «за» Собчак.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика