Борис Панкин: В скандале с послом Чамовым не хватило терпения и выдержки

События в Ливии взорвали ситуацию и на российском дипломатическом олимпе. На прошлой неделе был отозван посол России в Ливии Владимир Чамов. «Собеседник» попросил прокомментировать эту громкую отставку последнего министра иностранных дел СССР Бориса Панкина.

События в Ливии взорвали ситуацию и на российском политическом Олимпе. На прошлой неделе с достаточно жесткими формулировками был отозван посол России в Ливии Владимир Чамов, который в своей телеграмме президенту Медведеву резко покритиковал российскую внешнюю политику в ливийском конфликте. «Собеседник» попросил прокомментировать громкую отставку последнего министра иностранных дел СССР Бориса Панкина.

- В таких критических международных ситуациях в принципе может сложиться положение, когда позиция посла расходится с позицией центра. В этом случае посол имеет право и даже обязан высказывать свою точку зрения — с помощью шифрпереписки, например. Но, очевидно, не имеет смысла информировать об этих разногласиях весь мир и заявлять немедленно об отзыве посла. Видимо, кому-то не хватило терпения и выдержки, и ситуация вышла на поверхность без какой-то практической необходимости в этом.

- В вашей дипломатической практике такое случалось?

- Правильно говорят, что всякое сравнение хромает. Но вот в августе 1991 году я и мой коллега Александр Лебедев с самого начала были против путча, возглавляемого вице-приезидентом и премьер-министром мы открыто выступили против этого. Путч был подавлен, и я был вызван в Москву и назначен министром иностранных дел. А Лебедев был назначен послом в Чехословакии.

- Сейчас такие демарши заканчиваются принципиально по-другому — посол Чамов был отозван, да еще, как говорят, с нелицеприятными формулировками: «некомпетентность» и «неадекватное представление интересов России».

- Но и ситуация другая. В 1991 году мы выступили, когда в Москве уже начали гибнуть люди. А сейчас возникшее разногласие могло быть решено без ненужных эмоций и лишних аффектов. Разногласия между послом и центром случаются, но они, как правило, решаются цивилизованно и джентльменски.

- Но и в российском руководстве нет единства — президент и премьер высказываются по-разному о ситуации в Ливии.

- Позиции у них разные, но Путин сгладил ситуацию, сказав, что внешней политикой занимается президент, а он, как премьер, просто представляет свою личную точку зрения. Это отражает объективную противоречивость и сложность оценки той акции, которая сейчас проводится от имени ООН в Ливии. Даже внутри правящей партии США есть разные точки зрения на это. Тут сложность заложена в существе проблемы..

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика