Два дня из жизни леди Ди: как принцесса любовалась каретами и Цискаридзе

Фотограф Юрий Феклистов рассказал, как ему удалось уговорить Диану попозировать и сделать удачный снимок

Фото: Принцесса Диана. 1995 год // фото в статье: Юрий Феклистов

В 1995-м, за два года до своей гибели, принцесса Диана посетила Москву. Это был первый и последний ее визит в Россию.

Она пробыла здесь всего два дня – 15 и 16 июня. Юрий Феклистов, работавший тогда в «Огоньке», стал свидетелем и хроникером того, как принцесса провела время в столице. Автор фото поделился воспоминаниями с «Собеседником».

Принцессу заинтересовали царские кареты

– Не помню уже, откуда я узнал, что Диана приезжает на пару дней с частным визитом, – рассказывает Феклистов. – Стал узнавать, как попасть в список лиц, которые освещают ее визит. Обратился в английское посольство, и там меня аккредитовали. Участие прессы было очень ограничено, поэтому пришлось выбирать, в какой день и где можно будет мне сделать фотографии принцессы Дианы. Мне разрешили на двух мероприятиях: в Большом театре (туда были аккредитованы всего три российских журналиста и три британских) и в Оружейной палате (там из отечественных фотокоров был только я и еще один английский фотограф).

Принцесса Диана в Москве 15-16 июня 1995 года

В Оружейной палате принцесса пробыла недолго. Но ее можно было фотографировать и пока она выходила из машины, и когда прошлась с цветами по Ивановской и Соборной площадям... Для нее организовали краткую экскурсию – леди Ди показали наши соборы и потом провели в Оружейную палату, где она задержалась в зале карет российских императоров. Кареты очень заинтересовали Диану, и она заглядывала в них с большим любопытством.

Тайными ходами – за кулисы

– Вечером принцесса отправилась в Большой театр, – продолжает Феклистов, – смотреть балет «Сильфида» (Николай Цискаридзе рассказывал, что он не был задействован в спектакле и узнал о том, что будет участвовать, лишь накануне. – Ред.). Нас, фотографов, поставили в партере, чтобы снять ее в правительственной ложе – протокольная съемка. А потом мы должны были уйти.

Но я не ушел, остался в зале. А в конце второго акта предложил коллеге из французского агентства пробраться за кулисы и попытаться сфотографировать Диану, когда она будет общаться с артистами.

Я в Большом все ходы знаю, а кодовых замков тогда на дверях еще не было. И вот мы пробрались в оркестровую яму, а через нее – на сцену... Занавес уже закрыли, а артисты – в костюмах и гриме – ждали там принцессу. Ну и мы с коллегой ждали.

Артисты попросили у Дианы сфотографироваться с ней, и она очень доброжелательно разрешила. Принцесса вообще производила очень приятное впечатление. Искренне улыбалась, хотя и смотрела слегка исподлобья – это был ее фирменный взгляд. Она была очень высокой (178 см. – Ред.) и очень красивой. Охотно позировала, фотографировалась, давала автографы, не капризничала и не была высокомерной.

Диана всегда охотно фотографировалась, не была высокомерной

«Феклистов, выходите отсюда!»

Еще в 1980-х в Лондоне открылся фонд госпиталя, и леди Ди выступала в качестве его патрона. Поэтому свой второй день она начала с визита в Тушинскую детскую больницу столицы. Как рассказывали очевидцы, первым делом принцесса отправилась в отделение, где лежали дети с тяжелыми травмами после ДТП. Уверяют, увидев их, она даже бросила такую фразу: «Наверное, ваши водители не любят детей...»

С собой Диана привезла медицинское оборудование и манекенов-младенцев. Она провела мастер-класс для студентов-медиков, обучая их пеленать малышей. Как вспоминали сотрудники больницы, Диана провела у них гораздо больше времени, чем было запланировано в ее расписании, поскольку с интересом слушала детей в отделениях, врачей... А в игровой комнате и вовсе, к ужасу сопровождавших ее, села на пол и попросту начала общаться с детьми, прося переводчицу переводить как можно полнее...

В Тушинской больнице принцесса задержалась надолго

Феклистов всего этого не видел: аккредитации на второй день у него не было. Но, пытаясь обойти запрет, он придумал хитроумный план.

– Я решил приехать к больнице пораньше, – рассказывает фотокорреспондент. – Взял у жены белый халат, шапочку... Перед входом в больницу все это надел и пошел. Тогда там не было очень жесткой пропускной системы, я туда вошел спокойно. В халате и с огромным кофром...

Спрашиваю у персонала: «Куда Диана пойдет?» Мне объясняют, на какой этаж. Ну я и отправился туда. Часа за два до ее визита я уже стоял там. А когда осталось полчаса до назначенного времени, решил подготовиться: повесил на шею фотоаппараты – Nikon с широкоугольником, с телеобъективом, – чтобы, как говорится, не дать промаха и в дальнем бою, и в ближнем. Но подвох меня ждал с другой стороны.

Как только я подготовился к съемке, появилась передовая группа ее службы безопасности. А с ними – третий секретарь английского посольства. Он меня знал в лицо – я же бывал на приемах в посольстве... Он ко мне подошел и спрашивает с сильным акцентом: «Вы Юрий Феклистов?» «Да», – отвечаю, надо же, запомнил даже имя. «Вы работаете в «Огоньке»?» Снова соглашаюсь – и откуда у него такая память! И тут он мне говорит: «Выходите отсюда!»

Вот так. Я слишком рано достал фотоаппараты... Там был еще один мой коллега, тоже без аккредитации на этот день. Он поступил хитрее: дал свой фотоаппарат какому-то врачу. А меня на улицу выпроводили.

Но я решил все же дождаться, когда леди Ди выйдет, и снять ее у машины. Она вышла в окружении врачей, долго раздавала автографы, а когда садилась в машину, мне удалось ее снять. Но это был еще не лучший мой снимок принцессы...

Школьный двор

– Диана из больницы отправилась сразу в школу на севере столицы, – вспоминает Феклистов. – Я на своей машине помчался за ее кортежем. Но они же с мигалками, я – без... В общем, не успевал я за ними. Зато я знал, в какую школу они едут – №751. Ну и направился туда.

Когда я подъехал, леди Ди была уже внутри, – продолжает фотокорреспондент. – В школу у меня тоже аккредитации не было, поэтому остался ждать на улице. Вот ее машина, а уж к ней-то она обязательно подойдет. Я еще раньше обратил внимание, что Диана садилась на заднее сиденье не за водителем, а справа от него. Вот и решил ждать ее у этого окошка автомобиля.

Тут как раз принцесса выходит, села в машину, а я прямо у дверцы оказался. Улыбнулся ей и жестом показал, что прошу опустить стекло... Диана улыбнулась в ответ, нажала кнопку, стекло опустилось, и она мне ручкой помахала... Так и получился этот снимок.

Удивительная все-таки вещь – жизнь. Мы с принцессой – ровесники. Но она – из высшего света, я – из рабочей семьи в Лефортово. И вот вдруг наши пути сошлись... Когда я узнал о ее гибели, честное слово, у меня сердце сжалось.

Двадцать лет спустя

– Пять-шесть лет назад мне неожиданно позвонили с «Первого канала» – они снимали программу Дмитрия Борисова о принцессе Диане, а я попал в их базу как «человек, который видел леди Ди», – вспоминает Юрий Феклистов. – Они позвали на программу многих людей – например был там наш собкор в Англии, который у нее интервью брал. Еще позвали директора школы, куда приезжала Диана, а та принесла альбом – красивый такой, в бархате – с фотографиями, которые во время визита принцессы делал школьный фотограф.

Пока готовились к съемкам, я начал листать альбом... И вдруг увидел себя – меня засняли как раз в тот момент, когда я фотографировал принцессу у машины. Было так неожиданно увидеть себя со стороны...

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №20-2021 под заголовком «Два дня из жизни леди Ди».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика