09.05.2021

После победы тайный агент Маклейн отказался от пожизненной пенсии, предложенной Сталиным

Экс-глава отдела КГБ Михаил Любимов рассказал о работе члена "кембриджской пятерки" Дональда Маклейна на СССР во время войны

Фото: Маклейн с женой//фото в статье: стоп-кадры YouTube

Sobesednik.ru публикует воспоминания бывшего разведчика Михаила Любимова о члене «кембриджской пятерки», дипломате Дональде Маклейне.

Благодаря ему еще в начале 1940-х СССР получил материалы о планах Британии и США использовать атомную энергию в военных целях и начал интенсивно работать над созданием собственного атомного оружия.

Дорога в Форин Офис

– Не только мировое мещанство, но даже самые продвинутые и просвещенные индивидуумы до сих пор не могут понять, каким образом представители элиты Туманного Альбиона вдруг организовались в подпольную коминтерновскую ячейку, а затем в агентурную группу советской разведки. Забывают, что в то время бушевал глубочайший экономический кризис, наступал фашизм, английское правительство умиротворяло Гитлера, и взоры многих достойных людей (Расселл, Уэллс, Шоу и др.) были обращены к первому в мире пролетарскому государству.

Дональд Дуарт Маклейн был взращен в семье либерального министра просвещения Британии, поступил в Кембриджский университет, где в 1930-е были весьма популярны идеи Маркса – Ленина. Дональд открыто участвовал в коммунистических сходках... По наводке близкого друга Кима Филби в августе 1934-го был привлечен к сотрудничеству с советской разведкой нелегалом Арнольдом Дейчем, а через год – в августе 1935-го – принят на работу в МИД Великобритании.

– На вопрос о его политических взглядах честный юноша признался, что симпатизировал коммунистам и до сих пор от этого полностью не избавился. Его искренность произвела впечатление и способствовала карьере.

Роман со связником

Дональд был первым из «кембриджской пятерки», кому удалось получить доступ к сверхсекретным документам Форин Офиса.

Дональд Маклейн

Сталинские кровавые чистки и расстрелы практически уничтожили лучшие кадры разведки, включая ее руководство.

– Временами «кембриджская пятерка» оставалась в полной изоляции и без связи с Москвой. А в 1939-м Берия и вовсе назвал лондонскую резидентуру «гнездом врагов народа».

Это создало определенную репутацию и агентам. Не случайно в разгар войны (!) появился странный документ: якобы эти герои – английские провокаторы...

Как бы то ни было, к работе с Маклейном подключили опытную советскую разведчицу-нелегала Китти Харрис – она фотографировала документы МИД, которые он приносил домой. У них завязался бурный служебный роман. Однако в сентябре 1938-го Маклейна направили в британское посольство в Париже третьим секретарем. Некоторое время Китти выступала связником и там, но вскоре Дональд влюбился в американку Мелинду Марлинг и женился.

– Героическая нелегалка Китти после этого вернулась в СССР, рвалась на фронт – война была в разгаре, – но ей не доверяли, и она закончила жизнь в психушке в Горьком. Умерла с медальоном своего возлюбленного Дональда на груди...

Дон Маклейн с супругой

Срывался в пьянство, признавался, что шпион...

Маклейн отличался необыкновенной активностью и всегда передавал огромное количество секретных документов по самым актуальным международным вопросам, в том числе и о попытках Англии подтолкнуть СССР к войне с Гитлером. Кстати, пакт Молотова – Риббентропа вызвал острые дискуссии среди участников «пятерки», в результате – с оговорками – был ими поддержан.

С началом Второй мировой Лондон отозвал Маклейна на родину, а потом его отправили первым секретарем посольства Британии в США. Там, помимо англо-американских отношений, он координирует англо-американо-канадскую атомную политику и подробно информирует нас о работе над созданием атомной бомбы.

В 1948-м его переводят советником в Каир.

– Человек тонкой душевной организации, Маклейн иногда срывался в пьянство, терял над собой контроль и даже признавался друзьям в работе на СССР. Впрочем, это воспринималось ими как английский юмор.

Однажды в Каире он с коллегой ворвались в американское посольство и устроили там жуткий дебош вплоть до уничтожения мебели, за что Маклейн был отозван в Лондон. Но, как ни парадоксально, не наказан, а назначен шефом американского отдела Форин Офиса.

Бегство в Москву

Однако тучи сгущались. В 1951-м американцам удалось расшифровать некоторые наши телеграммы и почти точно вычислить Маклейна. Об этом тут же стало известно главному связному между американскими и английскими спецслужбами в Вашингтоне Киму Филби.

Михаил Любимов

Форс-мажор! Москва принимает решение вывезти Дональда в Москву, он не хочет ехать один, в результате бежит вместе с другим активным членом «пятерки» Гаем Бёрджессом.

– Британские спецслужбы и СМИ стоят на ушах... Возникает резонный вопрос: кто им помог убежать? Подозрение, естественно, падает на близкого друга обоих – Филби. Его жестко, но безрезультатно допрашивают и увольняют из разведки.

Опасаясь английской мести, мы тем временем укрываем Маклейна и Бёрджесса в закрытом тогда городе Куйбышеве (ныне Самара). Там Дональд в педвузе преподает английский – он считал, что после торжества мирового социализма все будут говорить по-английски...

Вскоре оба героя – и он, и Бёрджесс – оказываются в Москве. Маклейн сначала работает в журнале «Международная жизнь», потом переходит в Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Академии наук, защищает диссертацию и становится доктором исторических наук. Вскоре публикует – в СССР, США, Великобритании – книгу об английской внешней политике, в 1956-м вступает в КПСС (а членом компартии Британии он был аж с 1932-го).

Отказался от контактов с КГБ 

В 1974-м меня назначили зам. начальника 3-го (англо-скандинавского) отдела ПГУ КГБ, то есть фактически я возглавил организацию работы против Британии. И вот осенью, после решения главы КГБ Андропова по активизации работы по Англии, я связался со вторым главком (контрразведка), опекавшим Маклейна.

Маклейн с женой и детьми

Мы хотели привлечь агентов к регулярным консультациям. Ким Филби согласился. Еще один легендарный разведчик – Джордж Блейк – только прибыл и строил научную карьеру, ему было не до того. А в отношении Маклейна мне дали понять: он фактически отказался от контактов с КГБ, дружит с диссидентами, в общем, «ненадежный товарищ»...

Я не слишком удивился такому их отзыву. Работа по контрразведывательной линии во многом связана с изучением сослуживцев, которые потенциально могут заниматься шпионажем в пользу Запада. Одно дело – таскать секретные документы из-под носа «классового врага», другое – писать характеристики на своих друзей и знакомых. Для Маклейна это было унизительным и не вписывалось в кодекс джентльмена. Не говоря о том, что он был далеко не в восторге от советского строя и всей политики СССР.

Но опытный разведчик давно понял, что главная скрипка у нас – ЦК КПСС, поэтому активно работал в парторганизации, писал в «Правду»... Дональд Дональдович пользовался популярностью в институте, легко давал взаймы, а контакты с КГБ сводил до формального минимума. В общем, как и прежде, шагал по лезвию ножа. Без всякой выгоды для себя.

– После победы 1945-го Маклейн, как и другие члены «кембриджской пятерки», отказался от пожизненной пенсии, предложенной Сталиным: эти люди работали не за деньги, они боролись за равенство и справедливость – как они это понимали.

Умер Маклейн в марте 1983-го. К тому времени все его родные покинули СССР, хоронили его лишь советские товарищи и старый друг Ким Филби. Вскоре сын забрал урну с прахом на его родину...

Михаил Любимов.

кстати

Его имена

В Центре Маклейна знали как «Гомера».

В Куйбышеве он жил под именем Марка Петровича Фрейзера.

В «Правде» и «Международной жизни» публиковался под псевдонимом С. Модзаевский.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика