"Будь как дома, избиратель": в регионах за власть дерутся лесники и бывшие зеки из ЕР

«Собеседник» проанализировал состав участников и результаты местных выборов, которые прошли в России в сентябре

Фото: Global Look Press

В начале ноября глава ЦИК Элла Памфилова похвасталась Путину количеством простых граждан, одержавших победу на сентябрьских выборах. Напомним, что тогда выбирали не только глав регионов, но и депутатов региональных Заксобраний, сельсоветов, муниципалитетов, а также глав сельских поселений. На этой почве прославилась уборщица из Костромской области Марина Удгодская.

Профессионалка, однако!

«Что там уборщица! – заявила Путину Памфилова. – У нас 23 доярки, 11 телятниц, 34 кочегара, 2 кузнеца, 24 охотоведа, 11 чабанов. Это рабочие профессии все». По мнению Эллы Александровны, всё это – показатель политических лифтов. Путин согласно кивал.

Памфилова, конечно, не сделала открытия, ибо местное самоуправление является, помимо прочего, и кузницей политических кадров. «Собеседник» тоже решил проанализировать состав участников и результаты местных выборов. Сразу признаемся, что доярок и телятниц среди огромного массива данных отыскать не удалось. Зато обнаружились гораздо более интересные вещи – например избравшийся депутатом от ЛДПР старший мараловод. А также целая бригада слесарей, довольно много электриков и один хормейстер, заседающие теперь в сельсоветах по всей стране.

А еще оказалось, что знаменитая бывшая уборщица Марина Удгодская, сразу признавшаяся, что пошла на выборы по просьбе своего единственного конкурента и теперь уже предшественника Николая Локтева, в выборах не новичок, а можно сказать, профессиональный декоративный кандидат. Согласно базе данных ЦИК, в 2015 году она, тогда еще «временно не работающая», выдвигалась в депутаты сельсовета Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области... от «Единой России». Да и в сентябре этого года повторила попытку от той же партии. И есть основания полагать, что роль декоративного кандидата исполнялась ею во всех случаях, а не только там, где она одержала победу. К слову, в выборах главы сельского поселения приняли участие сразу 135 избирателей из 364 зарегистрированных. Очень высокая явка для муниципальных выборов, если что.

Если долго участвовать в выборах, можно в конце концов избраться, как Марина Удгодская // фото: соцсети

Фермер, лесник и уголовка

Настоящая драма разыгралась в Республике Алтай на допвыборах в совет депутатов Онгудайского района. Их выиграл фермер-самовыдвиженец Николай Епкин с двумя судимостями в бэкграунде. Одна – за причинение вреда здоровью в состоянии аффекта, другая – за угрозу убийством. Неизвестно, сыграло ли это какую-то роль, но Епкин прокатил местную единоросску (за нее отдали всего шесть голосов), еще двоих самовыдвиженцев, коммунистку и лесника от «Партии дела». За Епкина проголосовали 216 избирателей из 476 пришедших голосовать. За лесника почти вдвое меньше. Тут, кстати, число избирателей было 673. Можно только представить, как местных достали единороссы, если за победу, по сути, дрались фермер и лесник из несистемной партии. И судя по тому, что на основных выборах в 2018 году Епкин не избрался, изменения в сознании произошли за эти неполные два года.

Судя по данным избиркомов, судимость кандидатов для Республики Алтай – совершенно нормальное явление и отличный повод идти на выборы, что блестяще продемонстрировал гражданин Епкин. Только единороссы, например, этой осенью выдвинули там на выборы 51 ранее судимого кандидата, по составам которых можно изучать Уголовный кодекс. Правда, самый крутой в этом плане кандидат с пятью статьями, главная из которых – «фальшивомонетничество», вскоре после регистрации снял свою кандидатуру. У других кандидатов в анамнезе: кражи, изготовление, хранение и прочие манипуляции с наркотиками, угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, изнасилование, истязание, заведомо ложный донос и другие интересные вещи.

Секретарь регионального отделения ЕР Владимир Тюлентин по этому поводу заявил, что судимость у всех снята или погашена, так что имеют право. И вообще, других кандидатов взять негде. Справедливости ради надо отметить, что общее число кандидатов с уголовным прошлым на муниципальных выборах на Алтае – 159.

Избирательные лифты

Что до политических лифтов, которыми Памфилова пыталась поразить Путина, то работают они, как показала наша случайная выборка, весьма избирательно. Судя по успешности результатов «доярок» и «телятниц», наиболее успешна из них та, что выдвигается от «партии власти». Бывают, конечно, исключения. Например, подсобный рабочий Анастасия Никитенко из Якутии, едва самовыдвинувшись на выборы районных депутатов, сразу победила. Как и трудовик Максим Стручков. Их земляк, автослесарь Александр Волошин, не стал так рисковать и выдвинулся от ЛДПР. И тоже победил.

Но вот в Дагестане у них у всех такое не прокатило бы. Там, например, на выборах в Собрание депутатов Буйнакска избрались только единороссы, а коммунисты даже не смогли зарегистрироваться. На аналогичных выборах в Каспийске не зарегистрировали кандидатов от «Яблока», а избраться смогли только единороссы и три коммуниста. В сельской местности обстановка была попроще. Например, в сельском поселении Усухчай зарегистрировали всех, даже нескольких самовыдвиженцев. Но избрались в основном единороссы. В их число попал охранник райадминистрации Самидин Саидов. Это были его первые выборы. Еще повезло водителю Нариману Везирханову от партии «Родина».

В целом гражданам, выдвигающимся от ЕР, везет как-то ощутимо больше, чем выдвиженцам от прочих партий (от КПРФ и «Яблока» вообще сплошь и рядом отказы в регистрации), не говоря уже о самовыдвиженцах. Ощущение, что у ЕР есть некие разнарядки на определенное количество врачей, особенно на главных – люди этой профессии попадаются среди кандидатов от ЕР регулярно и повсеместно. Но есть спрос и на профессии попроще. Например, сторож детсада «Сосенка» из Якутии Татьяна Мысева уже опытный депутат. Впервые избралась еще в 2015 году, когда трудилась специалистом по клубной работе. Может быть, депутатство – политический лифт, но в данном случае он какой-то не социальный.

Детский сад какой-то

Отметим, что на уже упомянутом Алтае от ЕР активно выдвигались не только граждане с уголовным прошлым, но и работники детских образовательных учреждений. Местные сельсоветы пополнились отрядом воспитателей детсадов и одной школьной уборщицей. Будет кому следить за дисциплиной и порядком. А в один из сельсоветов Чечни от ЕР избрались сразу хормейстер и водитель. Кажется, скучно в том сельском поселении теперь точно не будет.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2020 под заголовком «Выборы, выборы! Кандидаты – разные».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика