Ближний Восток и США: ядерная война миновала?

Власти Ирана признали, что украинский самолет был взорван по ошибке. Всё это — посреди военного конфликта с Америкой

Фото: 50 мусульман погибли в давке на прощании с генералом // фото в статье: Global Look Press

Спустя три дня после крушения самолета Международных авиалиний Украины (МАУ) власти Ирана признали, что самолет, в котором погибли 176 человек, был взорван. По ошибке.

Версия №1

В ночь на 8 января в Иране случилась авиакатастрофа: Boeing-737 Международных авиалиний Украины, вылетевший из Тегерана в Киев, рухнул спустя 4 минуты после взлета. Погибли все 176 человек.

На борту упавшего самолета были граждане Украины, Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Германии и Великобритании.

На следующий день после трагедии в Тегеран прибыли 45 украинских экспертов, которых допустили к месту, куда свозили обломки самолета.

«Самолет горел, но версия выхода из строя двигателей не подтверждается», – цитировал одного из членов комиссии редактор украинского портала «Цензор.нет» Юрий Бутусов.

Ссылаясь на свои разведсилы, США и Канада заявляли: версия о том, что самолет был сбит ракетой – самая вероятная.

Тем более что именно в этот день Иран решил начать мстить США за убитого 3 января в Багдаде генерала Касема Сулеймани. Командующий спецподразделением в составе Корпуса Стражей Исламской революции (КСИР) был вторым человеком по влиятельности в стране и, как утверждает Трамп, готовил нападения на американские посольства и военные базы по всему Ближнему Востоку. Силы Ирана запустили 15 ракет по двум военным базам американцев в Ираке. Лишь 11 ракет достигли цели.

На месте крушения лайнера были найдены остатки ракеты предположительно ЗРК «Тор-М1», которые до 2007 года Россия поставляла Ирану.

Решение за 5 секунд

11 января Генштаб ВС Ирана и президент страны официально признались в том, что украинский самолет был сбит их ракетой. Случайно.

В Генштабе страны пояснили, что самолет пролетал в непосредственной близости от важного военного объекта КСИР и был принят за вражескую цель – крылатую ракету. Система связи сбоила, а у человека, который держал руку на пульте управления ракетой, было всего лишь 5 секунд для принятия решения... И он жестоко ошибся.

При этом иранские военные заявили, что требовали перекрыть воздушное пространство над страной, но это сделано не было.

Жертвой этой «ошибки» могли стать и другие рейсы, которые вылетали из Тегерана. Так, за полчаса до украинского борта вылетали катарский и турецкий самолеты, а за 45 минут – российский «Аэрофлот» на Москву.

Причем если проследить маршруты полетов украинского самолета 8, 6, 4 января и более ранних его рейсов, то можно заметить, что от привычного маршрута он фактически не отклонялся. Возможно, на пару километров летел севернее, не более того. Просто оказался не в то время и не в том месте.

– В отличие от властей стран Запада, власти Ирана способны признавать свои трагические ошибки, – считает экономист и политик Михаил Делягин. – И есть трагедии, в которых виноваты не США, – хотя без террористического убийства генерала Сулеймани и наращивания американцами напряженности вокруг Ирана этот самолет остался бы цел. Сознательное наращивание напряженности США вокруг объектов их агрессии направлено в том числе на то, чтобы заставить своих жертв ошибаться – и плодом такой ошибки иранских военных стала гибель украинского «Боинга». Это не прямая, а косвенная жертва США, так как без их агрессии против Ирана все были бы живы.

Сбитый самолет

Война невыгодна всем

8 января Дональд Трамп выступил с официальным заявлением, которого ждали все, чтобы понять, будет война на Ближнем Востоке или нет.

Задержав свое выступление на 20 минут, Трамп заявил: «Похоже, что Иран отступил, и это хорошо, это хорошо для всех участников этой ситуации, это хорошо для всего мира. Мы продолжаем оценивать, как мы можем ответить на агрессию Ирана. США наложат новые санкции на иранский режим».

– У США скорее всего действительно потерь не было, как и сообщил Пентагон: американцы знали об атаках заблаговременно, поэтому успели увезти людей и дорогие образцы техники, – комментирует эксперт по Ближнему Востоку Московского центра Карнеги Дмитрий Фроловский. – США считают, что во времена администрации Обамы была фактически уничтожена американская политика сдерживания по отношению к Ирану. Хотя это и не так.

Поскольку Иран видится американцам как главная страна в Ближневосточном регионе, которая подрывает интересы США, то убийство Сулеймани помогает восстановить политику сдерживания и служит показателем того, что Америка будет всячески противодействовать влиянию Ирана на другие страны Ближнего Востока.

– Трамп не хочет войны, это его формат переговоров: он максимально поднимает ставки, а затем понижает градус. С Ираном это сработало, – продолжает Фроловский. – Если бы американцы начали воевать с Ираном, то это обошлось бы им очень дорого и с точки зрения времени, и с точки зрения денег. Кроме того, у Трампа скоро выборы и его сторонников среди американцев стало бы еще меньше. Он понимает, что перегнул палку и что нужно делать шаги по деэскалации ситуации.

То, что осталось от самолета и пассажиров...

В Иране все спокойно?

Пока весь мир обсуждал, дойдет ли до третьей мировой, студенты Университета имени Шахида Бехешти вышли на улицы с требованием отставки правительства с лозунгами: «Наш враг – не США, наш враг – Исламская Республика». Неполитизированные иранцы особых изменений в своей жизни не почувствовали.

– Мои родственники в России смотрят новости и пишут, чтобы я возвращалась домой – такой ужас показывают, – рассказывает Мария, которая вышла замуж за иранца и много лет живет в Тегеране. – На самом деле здесь достаточно спокойно. Единственное, что изменилось – на каждом углу, на машинах и мотоциклах висят портреты убитого генерала. Сулеймани действительно был популярен среди религиозных иранцев.

– Несмотря на трагедию и гибель 50 человек на прощании с Сулеймани, обстановка здесь спокойная, – рассказывает Андрей Бузаров. – Иранцы постоянно живут в состоянии возможной войны с США, и они, наверно, уже привыкли.

– Когда Иран, перед тем как бомбить базы в Ираке, любезно предупредил об этом, местные, которым есть куда бежать, даже с места не сдвинулись, – подтверждает жительница Ирана Ангелина.

Между тем авиакомпании России (и многих других стран) сейчас приостановили полеты в Иран и проработали летные маршруты в обход страны. По оценкам АТОР, сейчас в Иране находятся несколько десятков россиян – неорганизованных туристов.

– У нас нет никаких проблем, – отнекивается от «политических» вопросов русский гид в Тегеране Мехди. – Зимой у нас сниженный туристический сезон: в основном туристы приезжают отдыхать осенью, когда нет знойной летней жары, и тогда у нас, русских гидов, вообще нет свободного времени. Конечно, поток не такой большой, как, скажем, в Западной Европе, но к нам ездят, все спокойно.

– Да, у нас действительно спокойно, но я бы рекомендовал не ездить по тем городам, где находятся военные базы, – рассказывает житель Ирана Камил. – Скажем, я бы не поехал в Исфахан, где базируется ПВО, – мало ли что... Я на прошлой неделе собирался в Йезд, но местные рекомендовали не ехать.

Eще был случай

Сбитый по ошибке

4 октября 2001 года ТУ-154 рейса SBI1812 Тель-Авив – Новосибирск авиакомпании «Сибирь» через 1 час и 45 минут после взлета из аэропорта Тель-Авива рухнул в Черное море недалеко от Сочи. Все находившиеся на его борту 78 человек погибли.

Самолет был сбит зенитной ракетой, запущенной зенитно-ракетной бригадой ПВО Украины с полигона в Крыму во время российско-украинских военных учений.

Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны, были уволены три генерала и ряд старших офицеров вооруженных сил.

Украина выплатила по 200 тыс. $ за каждого погибшего: 7,8 млн $ России и 7,5 млн $ Израилю.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №01-2020 под заголовком «Ближний Восток и США: ядерная война миновала?».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика