Главный по "шелупони". Усидит ли архангельский губернатор Игорь Орлов
Архангельская область в последнее время гремит из-за мусорных протестов, а губернатору Игорю Орлову давно сулят отставку
Тихая Архангельская область в последнее время гремит благодаря «мусорным протестам». На прошлой неделе из проблемной точки наконец отозвали прикомандированных бойцов Росгвардии. А вот глава региона остался.
Путеводная «Звездочка»
Губернатор Архангельской области известен своими крепкими эпитетами в адрес разных протестующих. Противников системы «Платон» он назвал «безмозглыми», а борцов с глобальной мусорной свалкой в Шиесе – «шелупонью». При этом, что удивительно, сам он – из гущи того самого народа, который воюет с мусорками. Родился Игорь Орлов в Донбассе, в Дебальцево, но после школы уехал с Украины, поступив в Ленинградский институт авиационного приборостроения.
Вся дальнейшая карьера Орлова была связана с военно-промышленным комплексом (ВПК). Именно поэтому одним из его покровителей называют главу «Ростеха» Сергея Чемезова. Орлов начинал с низов – с работы электромонтером. Но в работягах не засиделся – постепенно дорос до заместителя генерального директора предприятия «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске. В 2008 году покинул закрытый город моряков, перебравшись в Калининград.
– Формально это был, конечно, рост в системе ВПК – должность директора прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Но фактически здесь его карьера могла и закатиться. Именно когда Орлов возглавлял завод, выявился серьезный срыв большого международного контракта, после которого даже были заведены уголовные дела на работников предприятия. Сам Орлов остался в деле свидетелем, но с завода был вынужден уйти, и как говорят, с особой пометкой: провинился – отработаешь. Вот Архангельская область, возможно, и стала такой отработкой. У нас же часто так бывает: или в тюрьму, или на повышение, – поделился с «Собеседником» архангельский политолог Андрей Чураков.
«Мужской вызов»
После провала Орлов, как рассказывают его знакомые, какое-то время «пересиживал» в компании по продаже подержанных автомобилей из Европы.
– С неказистой должности, как он мне сам потом рассказывал, его и вызвали в администрацию президента, где предложили кресло губернатора Поморья. Как он сам сказал, это назвали «мужской вызов» – его либо принимаешь, либо ты уже вне игры. Хоть в нем и читалась некоторая растерянность в тот момент, вызов он принял. Но, как оказалось, не оценил всех рисков и проблем, с которыми ему придется столкнуться. Костюм оказался не по размеру, – считает Чураков.
– Когда пришел Орлов, надеялись, что вот он – производственник, будет у нас второй Николай Рыжков – уроженец Северодвинска. Архангельская область – ворота в Арктику. Был план по строительству большой ветки железной дороги. Но ничего из мегапроектов не получилось. Более того – транзитная по газу область местами до сих пор не газифицирована! Население сокращается, уровень жизни не растет, стагнация, начавшаяся еще до него, продолжилась. Все это было неприятно, но по-настоящему люди возмутились, когда за их спиной власть тихо решила открыть крупнейший мусорный полигон в Шиесе, – перечислил депутат гордумы от КПРФ Александр Афанасьев.
«Что я, дурак, от денег отказываться?»
Координатор движения «Россия не помойка» Дмитрий Секушин много раз стоял в пикетах против мусорного полигона, но с губернатором ни разу так и не поговорил.
– Он каждый раз просто проходит мимо – как будто нас и нет, – говорит Секушин. – Однажды меня пригласили на круглый стол, посвященный этой проблеме, где должен был находиться и губернатор. Потом перезвонили и сказали: вас попросили вычеркнуть, это было условие участия главы региона. Да это у него манера такая. Не отвечает ни на какие предложения о диалоге. Да и вообще, смотрит на нас, как барин на чернь какую-то.
– Губернатор у нас ведет себя как наместник. Главы регионов ведь не отвечают перед народом, они отвечают перед Путиным. Людей возмутили не только планы организовать у нас мусорный полигон, но и то, какими методами это делалось. Ни слушаний, ни обсуждений. Когда пошло возмущение, быстренько организовали «слушания»: просто свезли чуть ли не из Коми людей автобусами. Пообещали по 500 рублей, но вроде и тут обманули. На другое мероприятие притащили студентов местного вуза, приезжих из Узбекистана. Все это только еще больше злило людей, – говорит Чураков.
Митинги переросли в бессрочный палаточный городок на месте предполагаемой свалки. В Архангельске считают, что главный бенефициар и идеолог мусорных планов – теневой кардинал Москвы Петр Бирюков, которому никто не может сказать «нет» и Орлов тоже не смог. Ходили слухи, что на полигон собирались свозить отходы столичной реновации, а также что Орлов не собирался долго засиживаться на краю географии и после обустройства полигона планировал перебраться в столицу, где ему готовили должность. Но что-то пошло не так.
– Видимо, никто не ожидал, что наши жители, которые никогда не славились революционностью и даже на пенсионные протесты отзывались не так бурно, вдруг окажут мощное сопротивление, – продолжает Секушин. – Губернатор тогда с возмущением сказал: «Я что, дурак, от денег отказываться? У меня вон в Ленском районе школы нет!», имея в виду, что область может неплохо заработать на завозе мусора из Москвы. Но при этом тут же на госзакупках появляется тендер на ремонт здания обладминистрации на 275 млн рублей. Как так – на школу нет, а на ремонт есть? – возмущается Секушин.
Свои люди
Игорь Орлов, сам или по подсказке, действует четко в логике российской власти – никаких уступок бунтовщикам.
– Орлов – идеальный винтик государственной машины, но даже при этом он сумел навлечь на себя недовольство, – считает политолог Чураков. – Арктический форум, который является важным статусным мероприятием, переехал в Санкт-Петербург. Стратегия развития региона долго откладывалась и в итоге, можно сказать, провалена. Кадровая политика, мягко говоря, у нас специфическая. Уволенный вместе с Орловым заместитель директора завода «Янтарь» Алексей Андронов переехал за бывшим начальником в Архангельск и занял здесь место заместителя губернатора. Бывший одноклассник Орлова по Дебальцево, который, по некоторым данным, раньше занимался бизнесом по торговле обувью в Москве, у нас стал министром. Племянник Орлова также заседает в администрации – на должности заместителя председателя областного правительства. А друг семьи Алексей Солдатенков возглавил ГУП «Фармация», которое и получило тендер на снабжение лекарствами всех больниц области, – раскрывает связи Чураков.
«Фармация» также является основным спонсором благотворительного фонда жены губернатора «Добрый мир». Совместно они сделали действительно важное дело – финансировали развитие детского футбола в области. Правда, как отмечают эксперты, только до тех пор, пока сын губернаторской четы, Орлов-младший, который как раз увлекается этой игрой, не перешел во взрослую категорию.
– Губернаторский срок Орлову, как говорят, отмерен до октября и, по слухам, закончится сразу после выборного периода по стране в сентябре, – говорит Чураков. – Сейчас, насколько я знаю, рассматриваются четыре кандидата, и все они не местные.
– Кто бы здесь ни правил, люди намерены сопротивляться строительству мусорного полигона, – говорит Секушин.
Досье
Декларация Игоря Орлова за 2018 год:
Доход: 5.438.296,18 руб.
Доход супруги: 13.839,42 руб.
Недвижимое имущество:
Земельные участки: 400 кв. м (в пользовании), 800 кв. м (0,3 доли), 1100 кв. м (в пользовании), 1200 кв. м (в пользовании)
Жилой дом: 103,3 кв. м (0,3 доли), 317,4 кв. м (в пользовании)
Квартира: 92,4 кв. м (в пользовании)
Транспортные средства: Mercedes-Benz ML-класс;
у супруги: Lexus ES
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №29-2019 под заголовком «Главный по "шелупони"».