"Россия упорно делает вид, что экспорт коррупции ее не касается"
По данным экспертов, в России с 2014 до 2017 годы не возбуждено ни одного дела о подкупе иностранных должностных лиц
Международное движение Transparency International (TI) выпустило 12-й по счету доклад «Экспорт коррупции», в котором включило Россию в список стран, вообще никак не борющихся с этим явлением. По данным экспертов организации, в России с 2014 до 2017 года не было возбуждено ни одного дела о подкупе иностранных должностных лиц.
О проблеме и масштабах бедствия мы беседуем с юристом TI Денисом Примаковым.
— Мы так понимаем, Россия в списке подобных стран фигурирует уже не первый год?
— Да, она оказывается в этом списке на протяжении многих лет: можно вспомнить хотя бы то же дело «Даймлер» и другие дела, которые если и доходили до судебных инстанций, то через несколько лет все заканчивалось ничем.
(Прим. ред.: в 2010 году Минюст США выдвинул против Daimler AG обвинения в подкупе чиновников 22 стран с целью получения контрактов на поставку продукции. Руководство компании признало вину. В России за 2000–2005 было выплачено около 5,2 млн евро в виде взяток должностным лицам, принимающим решения о закупках. Среди фигурантов упоминаются Гараж особого назначения, ряд министерств и даже муниципалитеты ряда субъектов.)
— Можно ли оценить масштабы явления?
— Сложно. Экспорт коррупции — это когда российские юридические лица подкупают иностранных должностных лиц. И российские правоохранительные органы должны расследовать такие случаи, поскольку и в УК, и в административке есть специальный субъект — «иностранное должностное лицо». Но если посмотреть на ту же судебную статистику и те же громкие дела, у нас этих дел просто нет. Они не доходят до суда, они не расследуются и государство почему-то не реагирует на них. Или оно просто позволяет российским юридическим лицам заниматься этим — в противоречие подписанной конвенции ОЭСР (Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций, принята в Стамбуле 21.11.1997. — прим. ред.). Или эти данные до соответствующих органов просто не доходят, хотя американские, например, или европейские органы всегда готовы сотрудничать по таким делам.
— Россия, как видно из доклада, в этом деле не одинока: список стран, относящихся к экспорту коррупции точно так же, довольно обширный. Есть даже Япония, Южная Корея...
— По поводу других стран — да, не только Россия этим не занимается. Но тут надо учитывать, что Япония и Южная Корея не подписывали Конвенцию ОЭСР. Они подписали Конвенцию ООН, но европейские стандарты на них не распространяются никак. Поэтому здесь Россия, скажем так, более обязана обращать на это внимание.
— Подобные доклады оказывают какое-то влияние на ситуацию в целом? Вот вы призываете правительства к соответствующим действиям. А они реагируют?
— Смотря кто выпускает доклад. Если иностранная организация, Россия говорит, что она самостийная и независимая и все эти отчеты... Ну, вы прекрасно знаете, как она относится, например, к отчетам Moody`s и другим экономическим показателям. Реагирует не очень. Потом, правда, рубль падает и с ним вообще непонятно что происходит, но Россия упорно делает вид, что ее это не касается.