Евгений Ясин: Ставка на бюрократию – ложный выбор
Экс-министр экономики – о том, как Россию ради ее развития разделят на экономические макрорегионы
На днях стало известно, что в сентябре Минэкономразвития представит правительству «Стратегию пространственного развития» страны. Для этого предлагается сформировать в России 14 макрорегионов. Ведомство акцентирует: новые регионы будут сформированы с учетом социально-экономических связей, а не административно-территориальных. И обещает, что социально-экономический потенциал регионов лучше раскроется благодаря их «экономической специализации». Еще один критерий для создания макрорегионов – на основе соседства и потенциала кооперации между ними. Далее упоминается, что в состав каждого из них должны входить как минимум один крупный центр экономического роста и объекты инфраструктуры с выходом к международным рынкам и транспортным коридорам. Один из главных «пряников» – ведомство предполагает, что к 2025 году экспорт увеличится на 30%.
Как писали СМИ, эту идею не поддержал полпред президента в Сибирском федеральном округе (СФО) Сергей Меняйло. В частности, он высказался против деления СФО на три макрорегиона. По мнению полпреда, это приведет не к развитию территории, а к усилению ее проблем, к тому же нарушит сложившиеся условия хозяйствования. Меняйло также высказал мнение, что новый порядок лишь закрепит угрозу превращения Сибири в сырьевой придаток. В МЭР, кстати, ответили, что письмо полпреда получили и «прорабатывают этот вопрос».
Со своей стороны я твердо убежден, что подобные начинания никак не могут привести к развитию экономики. Это всего лишь некие попытки бюрократического творчества, поскольку в идее создавать макрорегионы по принципу кооперации нет дополнительных моментов, которые подтолкнули бы развитие этих областей. Не видно и дополнительных усилий, которые могли бы привести к рыночному толчку, к развитию экономических институтов (банковской сферы, малого и среднего бизнеса)... Ничего этого нет.
Как нет и специальной экономической задачи. Скажем, какая внутренняя роль отводится этим макрорегионам? И наконец, развитие экспорта (регионы, связанные с экспортом) и внутреннее развитие тех или иных территорий – это совершенно разные вещи.
Зато в «Стратегии» четко видна необходимость построения очередной бюрократической сети. Это инициатива, которая требует новых, раздутых штатов. Новый главный идеолог экономики страны – министр Максим Орешкин. И, как мне представляется, он чаще опирается на бюрократические, а не на экономические стимулы, поскольку ищет мотивы, которые помогут ему играть более видную роль... К сожалению, я должен констатировать, что с 2004 года наша экономика опирается именно на бюрократические институты. А должна – на рыночные.
В общем, во всем этом слишком мало экономики. Рассчитывать, что Россия будет иметь серьезное продвижение в развитии благодаря новой «Стратегии», разработанной в МЭР, я никак не могу.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2018.