"У "Яблока" остаются возможности, но мало шансов подняться"

Конфликт в партии длился не один год, а столичная предвыборная кампания и вовсе подкосила политическое объединение

Фото: Сергей Митрохин // фото: yabloko.ru / Global Look Press

Конфликт в партии длился не один год, а столичная предвыборная кампания и вовсе подкосила политическое объединение.

Серия не самых красивых событий – от странных праймериз до попытки определить кандидата от партии в суде (!) – привела к тому, что «Яблоко» вовсе не участвует в выборах, а глава московского отделения Сергей Митрохин отстранен от должности.

Как отмечают эксперты Центра политических технологий (ЦПТ) на канале Bunin&Co, партия за короткий срок растеряла все преимущества, которые были получены после успешных прошлогодних муниципальных выборов. В ходе президентской кампании разрешилось застарелое противостояние Митрохин – Гудков: последний поддержал Ксению Собчак. И казалось бы, ничто не предвещало. Но, продолжают эксперты, Максим Кац сблокировался с федеральным руководством партии против Сергея Митрохина, что позволило блокировать его выдвижение, но не помешать этому полностью.

Как прокомментировал ситуацию Сергей Митрохин, Максим Кац – «всего лишь инструмент», с помощью которого руководство партии пыталось с ним «разобраться». «Эмилия Слабунова, председатель партии, Николай Рыбаков... Они – оппоненты, они видят развитие партии в одном ракурсе, я считаю этот ракурс неприемлемым, я считаю, что это тенденция к бюрократизации партии, к олигархизации партии», – заявил политик. Григорий Явлинский в недавнем интервью сказал, что в этом конфликте был на стороне Митрохина, собирался с ним поговорить, но, когда тот понес заявление в суд, решил, что все разговоры – после.

У ряда сторонних наблюдателей сложилось впечатление, что «Яблоко» на этом исчерпало себя и эта имиджевая катастрофа его добьет.

– Я бы не стал хоронить «Яблоко», – заявил «Собеседнику» политолог Алексей Макаркин. – Партия сохранила регистрацию, и у нее есть представительства в региональных парламентах. Другое дело, что ситуация там сложная и связана она с тем, что от партии и от Явлинского у избирателей есть усталость. «Яблоко» воспринимается как партия 90-х годов. А в те годы они исключали из своих рядов тех, кто приходил в правительство – там была очень жесткая оппозиционная дисциплина, прямо как на Западе. Сейчас об этом забыли.

«Яблоко» воспринимается как партия демократов, которые были у власти в 90-е. Потому что водораздел прошел не по голосованию в парламенте, а по отношению к событиям 91-го года. Если ты осуждаешь и критикуешь развал Союза – ты хороший. А если ты не жалеешь, если для тебя политические свободы и открытость страны значимее, чем великий СССР, ты с другой стороны. Поэтому к «Яблоку» такое отношение. Плюс последствие уже из конца 90-х, когда Явлинский не пошел в правительство Примакова. И тогда у партии укрепился образ тех, кто не хочет брать на себя ответственность. Из-за этого возникли хорошо известные проблемы, и с 2003-го «Яблоко» не может пройти в парламент. Так появился еще один образ – неудачника.

Однако интерес к партии до сих пор сохраняется, поскольку в стране не слишком много зарегистрированных демократических политических сил, считает Макаркин.

– Есть ПАРНАС, но у них ситуация еще хуже, – уверяет он. – Есть «Гражданская инициатива», преобразующаяся в «Партию перемен», но что это будет, пока непонятно. Есть партийные попытки Навального, но ясно, что его никто не зарегистрирует. Выбор небольшой, значит, у «Яблока» остаются возможности. Другое дело, что шансов подняться и раскрутиться мало.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №26-2018 под заголовком «Рано хоронить "Яблоко"».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика