Почему "ветераны" прямых линий Путина не верят, что новая что-то изменит
7 июня состоится 16-я по счету «Прямая линия» с Путиным. Какие вопросы ждут президента и какие ответы – россиян?
7 июня состоится очередная, 16-я по счету телевизионная «Прямая линия с Владимиром Путиным», в ходе которой президент ответит на волнующие граждан России вопросы.
Форматирование формата
С 2013 по 2017 год сеанс общения президента с народом традиционно проходил в апреле (ранее – в разное время), но в прошлом году его перенесли на июнь. Внятных объяснений изменения графика из администрации президента (АП) не поступило.
Примерно за две недели до эфира стало известно, что в 2018-м прямую линию ждет еще одно изменение: мероприятие вернется к формату первых эфиров, когда в студии отсутствовали зрители, а вопросы, поступающие из всех уголков страны, первому лицу озвучивали ведущие. В АП обещают еще некие сюрпризы, но что это, собственно, будет, источники умалчивают.
Глав регионов на этот раз обещают держать на проводе в принудительном порядке. Возможны сеансы селекторной связи, во время которых губернаторам придется ответить на претензии граждан.
Вообще, в ходе мероприятия обычно случаются какие-то чудеса: к примеру, на глазах изумленной публики закрывается мусорная свалка в Балашихе, выплачиваются все долги по зарплате работникам рыбкомбината на Дальнем Востоке, спешно отправляется в реанимацию онкобольная из Апатитов, до которой врачам не было никакого дела. То, что Дарья Старикова, о которой идет речь, скончалась 22 мая этого года, уже никак не влияет на создаваемую голубым экраном картину.
Практика, однако, показывает, что достучаться непосредственно до Путина еще не означает прийти к успеху. Например, фермер из Калужской области Александр Саяпин, просивший Путина в 2016-м не вводить электронную систему ветеринарной сертификации «Меркурий» (аналог ЕГАИС в животноводстве), никаких улучшений не почувствовал. И «Меркурий» ввели, и вообще...
– С тех пор абсолютно ничего не изменилось, – рассказывает Александр. – Ни в лучшую, ни в худшую сторону. Нет, что-то, конечно, происходит, но за 2 года могло бы быть и больше положительных изменений. Антисанкции? О чем вы говорите? Это только пропаганда. Нет никаких антисанкций. Всё продолжают ввозить, и из Европы, и с Украины, только теперь через Белоруссию. Просто произошел некоторый передел рынка, сменилось несколько игроков – и всё. Оборудование стало дороже, и приобретать его труднее.
По мнению фермера, дозваниваться до Путина бесполезно.
– Потому что г-н Путин, по моему мнению, все равно сам ничем не управляет, – резюмирует Саяпин.
Не собирается участвовать в шоу и актриса и режиссер Юлия Ауг, посещающая все заседания по «театральному делу» и активно поддерживающая его фигурантов. В недавнем интервью нашему изданию она говорила о необходимости привлечения внимания к этому процессу.
– Но я не буду обращаться к президенту по делу Кирилла Серебренникова, – заявила Юлия Артуровна. – Он уже не один раз продемонстрировал, что не намерен ничего предпринимать. А я очень не люблю делать бессмысленные телодвижения.
Много вопросов, мало ответов
Один из первых вопросов, который поступил на сайт мероприятия в этом году (их может посмотреть каждый желающий), касался резкого скачка цен на бензин. Видимо, ответ на него будет одной из главных интриг предстоящего эфира, учитывая, что президент регулярно, вне традиционных эфиров, выражает то озабоченность, то недовольство, то возмущение по этому поводу.
– Этот вопрос нас волнует особенно, – поделился Алексей Ульянов, координатор дальнобойщиков Волгограда. – Скачок цен на топливо произошел совершенно безбожный. Почему то, что добывается у нас в стране, продается нам же по столь невыгодной цене, по которой топливо, может быть, стоило продавать на мировом рынке?
По словам Алексея, он с коллегами обсуждал вопрос записи обращения к президенту. Без особой, впрочем, надежды на успех.
– Этих писем и обращений столько уже было... – говорит Ульянов. – Лично я уверен, что ни одно из них выше аппарата не поднималось и не дошло до адресата. Так что смысла в этом особого нет, но и бездействовать тоже нельзя. Поэтому обращения все-таки делать надо. И со стороны Волгограда определенные действия будут.
Проблемы ЖКХ, как обычно, тоже весьма актуальны, особенно в части очередей на жилье. Но пресс-служба явно жалеет президента. Авторы вопроса на эту тему жалуются на очередь длиной в 5 лет, в то время как известны случаи стояния по 30 лет и более и то, что очереди эти зачастую движутся в обратном направлении. А вот про вандальную политику мэра столицы Собянина я вопросов не нашла. Но шанс получить их у Путина все-таки есть.
– Пробовать задать ему вопрос мы будем, – говорит основатель движения «Москвичи против сноса» (против реновации) Кэри Гуггенбергер. – Хотя у нас было уже много попыток задать вопрос и президенту, и мэру, но все они заканчивались игнором. Каков будет результат на этот раз – предсказать невозможно. Но мы должны использовать все доступные в рамках правового поля способы. Мы уже доказали – и митингом (состоялся 14 мая 2017-го. – Ред.), и последующими выступлениями, – что, если постоянно пытаться заявить о себе, с нами начинают считаться, хоть как-то, но идут навстречу. А если мы замолчим, они решат, что мы сдались. Так что мы продолжим отстаивать свои права на нашу собственность.
- «Можно сказать, откинули нас в очереди назад. Решать вопрос нужно наверху»:
школьник из Нефтеюганска сообщил о тщетности разговора с Путиным
Правда-матка врача Хренова
Странно, но на этот раз от публики не поступило вопросов на тему здравоохранения (как минимум на момент подготовки материала). Видимо, в связи с недавними перестановками в правительстве (о способности которого к чему-либо прорывному президента все-таки спросили) ситуация тут улучшается прямо на глазах. Поэтому «Собеседник» обратился к одному из самых известных участников эфира – кардиологу из Иваново Ивану Хренову. В 2010-м он сообщил о плачевном состоянии больниц в области, что вызвало большой, как бы сейчас сказали, хайп.
– Тогда мои слова вызвали некий всполох: после министерской проверки пришло больше денег на модернизацию здравоохранения, а потом все вернулось к прежнему состоянию болота, – рассказал Иван Павлович. – Об этом хотелось бы напоминать почаще, но беда в том, что никому ничего не надо. За 8 лет ситуация точно не стала лучше. В Иваново две кардиологические бригады на весь город, и время ожидания пациента с какой-нибудь аритмией будет 2–3 часа. Это как? Зато у нас есть высокотехнологичная помощь! Зашибись, извините за выражение! Создается такое впечатление, что все эти крутые операции – пыль в глаза, а на самом деле в медицине просто дыра. По телевизору показывают, какое у нас в области замечательное медобслуживание, какая отличная больница и все здорово. На деле хорошее медобслуживание – очень большая редкость.
Картина печальная и лучше не становится. Медицина становится платной, даже если не говорить о стоматологии. Плюс проблема с квалификацией специалистов, с обучением и с тем, что никому это в принципе не нужно. Специалист и рад бы подучиться, а ему говорят: иди выполняй план.
По мнению Хренова, что-либо изменить кардинально прямая линия не сможет.
– Но президент страны хотя бы будет иметь не ту информацию, которую ему преподнесут, а ту, которая соответствует действительности, – говорит медик. – Потому что страна большая, проблемы разные, а то, что ему показывают – танцы с бубнами. Так у него просто нет шансов. Смысл есть, и надо продолжать. Только люди на местах тоже должны в этом участвовать. Но все боятся. И не зря. Примерно в 2011-м мой коллега со скорой организовывал митинги, его потом нашли мертвым на рабочем месте. Любого человека, который создает некий резонанс, ждет серьезное испытание.
только цифры
- Первый эфир прямой линии 24 декабря 2001-го продолжался 2 часа 20 минут. Путин ответил на 47 вопросов.
- Впервые длительность диалога с россиянами перевалила за 3 часа во время шестого эфира, 18 октября 2007-го.
- Рекордным по продолжительности стал 11-й эфир от 25 апреля 2013-го. Диалог продолжался 4 часа 47 минут.
- С 2001-го по настоящее время россияне прислали Путину 32,19 млн вопросов.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №21-2018 под заголовком «Путин на всё ответит».