"Фейерверк" вместо Третьей мировой? К чему приведет новое обострение в Сирии

Последствия атаки США на Сирию предполагали самые разные, вплоть до третьей мировой. Что вышло, разбирался Sobesednik.ru

Фото: Global Look Press

Всю прошлую неделю Дональд Трамп держал мир в напряжении, обещая ударить по Сирии. Последствия американской атаки на Сирию предполагали самые разные – вплоть до третьей мировой войны. А развязка произошла в выходные.

В 4 утра 14 апреля США дали отмашку на пуск около 100 ракет по трем сирийским объектам.

– Я приказал вооруженным силам США нанести высокоточные удары по объектам, связанным с потенциалом химического оружия сирийского диктатора Башара Асада. Совместная операция с подключением вооруженных сил Франции и Великобритании началась, – сказал Трамп в своем официальном видеообращении.

Удар оказался настолько ювелирным, что даже в первые часы после атаки, когда эмоции зашкаливают, говорили о минимальных возможных потерях – от 3 до 6 пострадавших. Окончательные подсчеты, возможно, сведут эти потери вообще до нуля. 

Даже сирийский генштаб заявил, что «ущерб ограничен только материальными потерями», прозрачно намекнув, что об атаке их предупредила российская сторона и была возможность своевременно эвакуировать людей и часть техники и оборудования. Россия, судя по сдержанной реакции, получила предупреждение об акции от самих США. 

В итоге сотню выпущенных «Томагавков» уже назвали «фейерверком» и «пиар-шоу» – за зрелищность и безобидность.

Удар коалиции состоялся: все довольны?
Удар коалиции состоялся: все довольны? // Фото: Global Look Press

Находящиеся сейчас в Дамаске члены депутатской группы Дмитрий Саблин и Дмитрий Белик рассказали, что в центре сирийской столицы не было ни повреждений, ни паники, а сами они собираются продолжить работу. 

– Американцы с союзниками – Францией и Британией – наносили удары по трем объектам: научному центру возле Дамаска, старой базе в районе Хомса, которую США считают «хранилищем химического оружия», а также по командному посту. Все эти цели не представляют решающей важности для сирийской армии, – считает доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

В ответ на обстрел сирийские войска смогли сбить некоторое количество американских ракет – как они сами утверждают, до трети. На самолеты-бомбардировщики, естественно, не покушались – это не осталось бы без ответа. 

Россия наблюдала за всем со стороны – нашим объектам ничего не угрожало. 

В итоге стороны обменялись обвинениями. Больше всех досталось Асаду, которого Трамп в присущей ему манере назвал «животным», а Россию заклеймил как «прикрывателя» хим-атак. Но очевидно, что от приближения к третьей мировой войне мир удержался: Трамп сохранил политическое лицо (обещал удары – нанес), Сирия и ее сторонники в лице России и Ирана отделались символическими потерями. 

Но похоже, решение проблем недипломатическими методами в послевоенной Сирии снова становится трендом. Сирийская территория опять превращается в минное поле, где любое, даже ненамеренное и случайное столкновение (сбитый самолет, раненый солдат) или провокация может привести к катастрофе. 

Былое и Дума: с чего все началось

Химическая атака в сирийских Думе и Восточной Гуте, которая произошла 7 апреля, разделила мир на две части: тех, кто уверен в том, что она была, и тех, кто утверждает, что это фейк. Проблема в том, что в подобных случаях редко бывает реально установлена окончательная и неоспоримая истина. 

– Произошла ли химическая атака? Да. США проанализировали, и да, она была. Великобритания проанализировала – да, была. Франция проанализировала – да, она была. Три отдельных анализа пришли к одному. Есть доказательства того, что это произошло, – сказала журналистам постоянный представитель США при ООН Никки Хейли.

Минобороны РФ заявляет, что может доказать обратное. Генерал-майор Игорь Конашенков рассказал журналистам, что у военных есть два свидетеля, подтверждающих, что видео об атаке – постановочное. Два сотрудника больницы, которые есть на видео, заявили российским военным, что у поступивших в госпиталь людей не было признаков отравления. 

– Окончательный ответ и доказательства должна предоставить Организация по запрещению химического оружия, это ее прямая функция – расследование таких случаев, – говорит профессор Института стран Азии и Африки МГУ Владимир Исаев. – Но это может быть непросто и небыстро...

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2018 под заголовком «Сирийский тупик».

Теги: #Сирия, #Трамп

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика