Евгений Ясин: Недовольство политикой Беларуси выливается в санкции

Известный экономист, экс-министр экономики РФ — об очередном витке «молочных войн» с Белоруссией

Фото: Global Look Press

Известный экономист, экс-министр экономики РФ — об очередном витке «молочных войн» с Белоруссией.

Россельхознадзор объявил, что с 26 февраля приостанавливает поставки в Россию некоторых видов молочной продукции (упакованного молока и молочной продукции ограничения не коснутся) белорусского производства. Запрет связан, как уверяет ведомство, с продолжающимся поступлением небезопасной молочной продукции. Эксперты предположили, что идет затоваривание сухим молоком, которое поступает из Белоруссии по весьма низкой цене (у них высокая доля субсидирования государством). Российские производители такую конкуренцию не потянут, вот их и защитили этим запретом. Другой аргумент: благодаря господдержке 2016–2017 гг. отечественная молочная отрасль впервые за последние 12–13 лет стала инвестиционно привлекательной. В результате рынок стал наполняться собственным сухим молоком. Дефицит у нас только по сырому молоку.

В итоге, как ни крути, исчезновение конкуренции со стороны белорусов сейчас как нельзя кстати для российских производителей. Лукашенко оскорблен и даже заявил: «Мы это терпеть не будем». В общем, бурные дискуссии привели к тому, что старт приостановки поставок некоторых видов молочной продукции из Белоруссии перенесен на 6 марта.

Трудно понять, чего тут больше — борьбы за здоровье россиян, экономики или политики. В любом случае запрет всей продукции, а не произведенной лишь там, где выявили нарушения, скорее подтверждает: в отношении Белоруссии была предпринята нерыночная мера.

На мой взгляд, подобные санкции — всего лишь отражение наших отношений с Белоруссией. Проблемы между нашими странами, как мне представляется, носят политический характер. Лукашенко все время показывает, что Белоруссия — абсолютно независимая страна, что он не получает помощи от России. И поэтому вступает в переговоры то с Западом, то с Украиной. Бывает и так, что на мировом рынке его используют для того, чтобы нанести какой-то ущерб России... При этом на самом-то деле он активно пользуется нашей помощью. И — что немаловажно — Белоруссия действительно ближайший союзник России.

Наши власти пытаются сохранить видимость безоблачных дружеских отношений, поэтому претензии выдвигают в сфере экономической. То есть идет некая подмена смыслов: недовольство политическими шагами союзника выливается в санкции за нарушения по санитарной линии. «Молочные», «творожные», «сырные» и иные «войны», насколько я понимаю, имеют именно такие истоки.

Какие могут быть у Кремля претензии к Лукашенко? Да разные. С 1996 года, еще со времен Ельцина, он все время пытается установить некий протекторат над Россией. Тогда он, если помните, наладил особые отношения с некоторыми областями, где у власти были губернаторы-коммунисты... Потом пытался заставить нас отказаться от рубля на территории Единого государства Россия — Белоруссия... Высказывался на тему, что не прочь стать бы и единым президентом этого единого государства... Не думаю, что наши власти все это забыли.

К тому же белорусы и впрямь нередко допускают отступления от правил международной торговли...

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №9-2018 под заголовком «Молочные войны».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика