Вот попали! Пять вопросов о "кремлевском списке" США

Sobesednik.ru узнал, каковы могут быть последствия американского «Кремлевского списка» и кого именно они коснутся

Фото: Global Look Press

Sobesednik.ru узнал, каковы могут быть последствия американского «Кремлевского списка» и кого именно они коснутся.

«Кремлевский доклад» предусмотрен законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций», который в Штатах приняли еще в августе 2017 года. В составленный черный список вошли 210 человек: 114 политиков и 96 бизнесменов. Почти полный состав правящей верхушки России и список «Форбс».

1. Будут ли санкции?

– Фигурантам доклада просто показали, что их взяли на карандаш и в любой момент это может обернуться проблемами, правда, не уточнили, какими именно, – прокомментировал эксперт Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

– Если раньше за счетами, сделками и интересами этих людей в США следили (условно) 10 человек, то теперь их будет, грубо говоря, 20, – считает учредитель Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Россия» Елена Панфилова. 

Большинство «списочников» отделались нейтральными комментариями, а чаще шутками или бравадой. Звучали даже мнения приравнять попадание в список к званию Героя России. 

– А чего им бояться? – задается вопросом политолог Константин Калачев. – Список составили явно халтурно. От Трампа хотели список? Получили! Неприятности могут быть, например, у условного Мордашова или компаний, имеющих большие планы за рубежом (крупные российские банки имеют иностранных «дочек», а металлургический гигант ТМК накануне как раз объявил о международном IPO. – Ред.). Но даже все потенциальные проблемы не сравнятся с преференциями, которые получают те же бизнесмены внутри страны от близости к власти.

Список уже назвали перепечаткой телефонного справочника Кремля и списка «Форбс» за 2017 год. Составители схалтурили, спустили требование конгресса США на тормозах или действительно, как говорят, кто-то в последний момент подменил документ на несерьезную версию? В Штатах поговаривают, что это мог быть чуть ли не сам Трамп, показавший таким образом фигу конгрессменам.

– Не думаю, что все так просто, – считает Елена Панфилова. – Составители исходили из того, что добиться вершин власти и бизнеса в России возможно, только играя по определенным правилам. В этом смысле для американцев все равны – и пропутинский Абрамович, и Авен с Фридманом, которые отказались иметь дела с российской оборонкой, как раз опасаясь санкций. Большинство фигурантов доклада не показывают страха, но у кого-то внук или сын учится в Оксфорде и ему туда нужно деньги посылать, у кого-то недвижимость, счета – об этом они не могут не задумываться. Но показывать это сегодня не в тренде. Более того, известно, что некоторые бизнесмены пытались договариваться с конгрессменами и их представителями, чтобы фамилия не засветилась в черном списке. Но за океаном с этим не так просто, как они привыкли в России.

2. А где Чубайс?

– Судя по реакции, не попасть в список оказалось опаснее, чем в него попасть. Потому что на тех, кто оказался за бортом доклада, сразу стали посматривать косо. Шутка Медведева, что не попавшим в список можно подумать об увольнении, отражает настроение элит. Думаю, тот же Чубайс выдал бы все известные ему тайны, лишь бы оказаться вместе со всеми в тексте доклада, – иронизирует Константин Калачев. – Но Чубайс, Кудрин, Набиуллина – это все так называемый либеральный клан, их знают в США. Не включив их в перечень «врагов», американцы дали ясно понять, с кем они готовы вести диалог. 

Сам Анатолий Чубайс отшутился в фейсбуке: «Понимаю, что виноват! На этот раз в том, что не попал в число «врагов США». Лихорадочно ищу оправдания. Вот: все-таки у нас тоже вполне приличная компания!»

– В списке нет глав ЦБ и «Рос-космоса». Думаю, по чисто прагматическим причинам. ЦБ интересен США по линии финансового взаимодействия. «Роскосмос» – аналогично: на нашей станции «Мир» сидят американские астронавты. Странно было бы рубить эти ниточки нашего сотрудничества, – объясняет Елена Панфилова.

3. Что последует – раскол или сплочение элит в РФ?

– У меня недавно спрашивали американские журналисты:  возможен ли в России переворот? Я отвечаю:  нет. Вся элита находится под зонтиком ВВП. И выйти из-под этого зонтика опаснее любых международных санкций. Поэтому они и воспринимают все шишки из-за океана как некое жертвоприношение. Которое, кстати, наверняка даст свои плоды. «300 спартанцам президента», как уже называют «списочников», найдут, как компенсировать возможные потери от санкций, – уверен Калачев.

– Если это был намек бизнесменам повернуться к Кремлю спиной, а к Западу лицом, то он прозвучал слишком грубо и последовать ему – значит, поддаться шантажисту, чего бизнесмены себе не могут позволить, не потеряв репутации, – полагает Геворг Мирзаян. 

– Наша слабость в том, что мы уделяем так много внимания решениям, принятым в Америке. Мы оказываемся в роли мальчика, который ловит мячи, но не выступаем в роли подающего, и это плохо. Вряд ли в Штатах стали бы обсуждать российские списки и санкции, – полагает Елена Панфилова.

4. Что в секретной части списка?

А есть ли секретная часть вообще?

– Секретная часть у списка, несомненно, есть. Если в известной части – данные из открытых источников, то закрытые страницы содержат данные от спецслужб и структур, которые конкретизируют и объясняют все поименно, – считает Елена Панфилова.

Согласно закону «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (HR3364), засекречена большая часть доклада. В ней должны находиться сведения об источниках дохода и имуществе фигурантов черного списка и членов их семей, связях с президентом Владимиром Путиным, оценка их по «индексу коррупции».

5. Пострадают ли простые россияне?

Публикация списка не оказала влияния ни на курс рубля, ни на стоимость акций конкретных предприятий. Обвала не произошло. Но и приятного тоже мало. 

– Олигархи, упомянутые в докладе, конечно, не равны понятию «российский народ». Но на их предприятиях работают люди, которые получают зарплату в том числе и благодаря доходам компаний. Проблемы на международном рынке, срыв сделок, контрактов, сужение поля реализации – все это, увы, может отразиться не только на собственниках, но и на рядовых сотрудниках.

– Пока не последует конкретных решений по отдельным людям и компаниям, непонятно, пострадают или нет, – считает Калачев. – Но вот что точно – россияне получат очередную тему для обсуждений. У нас внешняя повестка почему-то всегда обсуждается активнее, чем внутренняя. Все просто: снег не чистят, в подъездах не убирают  – во всем виновата «проклятая Америка», и точка.

Кстати 

Заграница не поможет?

У кого из фигурантов списка есть интересы за рубежом.

Роман Абрамович – живет в Великобритании и владеет собственностью на сумму около 10 млрд долларов.

Виктор Вексельберг – с 2004 года большую часть времени проживает в Швейцарии. 

Елена Батурина – с 2001 года живет в Лондоне.

Дмитрий Рыболовлев – житель Монако.

Юрий Мильнер – проводит почти все время в Калифорнии, США.

Дмитрий Ананьев – в 2017 году покинул Россию в связи с проблемами Промсвязьбанка. 

Олег Тиньков – до недавнего времени имел гражданство США, но утверждает, что отказался от него еще несколько лет назад. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №05-2018 под заголовком «Вот попали!».

Теги: #Санкции

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика