"Мой кандидат – Владимир Собчак". Как собирают подписи за Путина и Ксению

Корреспондент Sobesednik.ru поработал сборщиком подписей за кандидатов в президенты России

Фото: Global Look Press

Корреспондент Sobesednik.ru поработал сборщиком подписей за кандидатов в президенты России.

14 января «Единая Россия» открыла двери общественных приемных по всей стране, чтобы россияне, отметив Старый Новый год, наконец оставили застолья и поставили галочки в поддержку действующего президента. Мы пошли дальше и сами отправились за автографами сочувствующих, причем сразу двум кандидатам – основному и «запасному».

Волонтеры сами напросились

С рутинной обязанностью президенту решила помочь молодежная организация «Волонтеры Победы». В прошлом году на ее съезде Путин упомянул о возможности выдвинуться на четвертый срок, добавив: если вы меня поддержите... Вот и напросились.

В торговом центре на западе Москвы что-то вроде главной точки. Здесь волонтеров, стоящих под плакатом «Сильный президент, сильная страна», снимают федеральные каналы. Как сборщик принимает у человека паспорт и заполняет строчки – ФИО, год рождения, регистрация, серия, номер... Последние две графы – дата и подпись – каждый должен заполнить собственноручно. Далее неизменный вопрос от подписавшегося: «Собрали-то много»?

– На этой точке уже 176! – горделиво отвечает волонтер.

В это же время по радио сообщают новость: Владимиру Путину удалось набрать 268 тыс. подписей. В среднем выходит на каждый из 600 пунктов по всей стране по 446 подписавшихся за несколько дней.

На Казанском вокзале, где тоже собирают подписи за действующего президента, к делу подходят более небрежно. По словам здешних волонтеров, московская прописка почему-то необязательна. На бланках в основном автографы гостей столицы. Железное правило сборщика – сделать так, чтобы данные не вылезали за графы бланков (будет обрабатывать компьютер) – здесь игнорируют: подписи налезают друг на друга. Зачем они собирают такие подписи, если их нельзя будет учесть, загадка.

«Сталин держал людей в подвалах. Путин гуманнее»

К подписному пункту подходят волнами – то много, то никого… Люди решаются подойти лишь тогда, когда видят, что кто-то уже вносит подпись. Многие считают долгом еще и донести до сборщиков свою позицию.

– Сталин держал людей в подвалах. Путин гуманнее. Напрасно их сравнивают, – объясняет свой выбор мужчина в возрасте с сумкой через плечо.

К сборщикам подходит молодой полицейский. Перекидывается парой шуток, затем отходит поднять с пола задремавшего там человека. Спрашиваю, не хочет ли поставить подпись за кандидата.

Фото: Андрей Струнин

– Я вообще не голосую, – резко отвечает он. – А за кого? С Путиным уже понятно, что ничего не будет. А остальные – клоуны. У Собчак папа был нормальный, но она – баба. Был бы у него сын, какой-нибудь Владимир Собчак, тогда бы я, может, и выбрал. Наших, конечно, обычно гонят строем голосовать, но ничего страшного. Заходишь в кабинку, пишешь… (нецензурно) всякую на бюллетене, и всё, никто не проверяет. Подходят подписывать в основном пенсионеры. Те, кому мозги промыли. Мне вот тоже промыли в армии – теперь здесь хожу, бомжей гоняю.

Моя попытка узнать, пересекается ли электорат двух кандидатов, показывает: нет.

– А за Собчак не хотите подписать? – спрашиваю у мужчины средних лет, отошедшего от стойки.

– Только за Путина. Я работал, точнее, пытался работать в 90-е. Помню, как это было, есть с чем сравнивать. А за эту... (нецензурно) никогда ничего не подпишу.

Тусовочный режим

Найти тех, кто поддерживает «кандидата против всех», труднее. Ради этого пришлось устроиться волонтером в штаб Ксении Собчак. Там можно получить контакты людей, оставивших заявку на подпись за нее.

– У нас их так мало, – вздыхает, перебирая бланки, девушка из числа волонтеров. Ей, как практически всем в штабе Собчак, около 20 лет. Фоном здесь играет рэп, на ёлке – фотографии со штабных вечеринок. Девушка периодически брызгает духами коллег и диван – ей кажется, что даже от него пахнет перегаром после вчерашней ночи.

Тусовочный режим, видимо, сказывается и на результате. По словам волонтеров, 11 января у Собчак по Москве только 1700 подписей. Ожидали другого, учитывая, что главный электорат телеведущей сосредоточен именно в столицах. Питер, кстати, оказался проворнее. Там уже собрали 2500 подписей.

Принято считать, что за Собчак голосуют одни женщины. Первый же встретившийся мне подписант вносит в стереотип коррективы.

– Мне она нравится, умная девушка, – говорит уроженец Азербайджана Эмиль. Ему 54 года, занимается торговлей. – Хотя поддерживаю ее даже не поэтому. Это вообще не выборы. Просто хочу, чтобы за два дня до 18 марта Собчак сказала: снимаю свою кандидатуру в знак протеста. Сделать такое может только она. Когда один и тот же человек раз за разом выбирается в президенты, это уже даже не смешно.

«Она высказала, что думает каждый»

И все же ядерный электорат кандидата новой формации – совсем другой тип. Большинство тех, кто оставляет заявки на подписи за Собчак – как ни странно, женщины в возрасте. Они и сами готовы бросить вызов.

Семья, живущая в ухоженной многокомнатной квартире, ставит сразу три подписи.

– Главный инициатор, конечно, я, – сообщает 71-летняя Людмила. – Дочь обещала сама в штаб прийти и подписать. А муж прямо сейчас подпишет.

– А что, девушка приобретает опыт. Она неглупая. И потом, ее ведь Путин поддержал, – немного робко вступает в разговор супруг Людмилы.

– Ой, да ладно тебе, – машет рукой жена. – Понятно, что после этих выборов она никем не будет, если сильно проиграет. Просто она выразила то состояние, которое есть у каждого человека: если никто не идет против, значит, пора брать все в свои руки. Женщина всегда так поступит.

    Хотя, если бы был допущен Навальный, я бы еще подумала, за кого голосовать, – продолжает она. – Я всегда за тех, кто против. Пугает сама ситуация. Над нами нависла эта фигура – тот, кого нельзя называть, – и мы понимаем, что он будет выбран в любом случае. Дальше может быть только хуже. Времени наладить жизнь у него было предостаточно.

– А вот я бы за Навального не голосовал, – замечает муж. В его сторону смотрят с укоризной.

На 17-м этаже новостройки мне снова отдают сразу три подписи – молодая семейная пара и теща.

– Так, где подписывать? Я тут самая небестолковая, – берет ситуацию под контроль 62-летняя Татьяна. – Считаю, нам уже нечего терять. Недра народу принадлежат. А что мы с них имеем? Конституцию, благодаря которой так происходит, кто писал? Папа Собчак. Вот, может, она и исправит. Мы здесь одни такие, с кем ни начинаю разговаривать – все против Ксении. С нами на этаже ветеран живет 95-летний, он за коммунистов, в бой с ними ходил. Даже мой зять Саша сейчас вам подписал, но знаю, что голосовать он пойдет за Жириновского. Депутат от ЛДПР в свое время помог получить его матери квоту на бесплатную операцию.

Сколько нужно подписей?

Владимир Путин, самовыдвиженец – 300 тыс. (не более 7,5 тыс. в одном регионе).

Ксения Собчак, «Гражданская платформа» – 100 тыс. (не более 2,5 тыс. в одном регионе).

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №2-2018.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика