Частные армии всех сильней? Как и где работают ЧВК из России

Есть ли в России частные военные компании — или, как уверяет сенатор Клинцевич, нет? Sobesednik.ru узнал у эксперта

Фото: Global Look Press

Есть ли в России частные военные компании — или, как уверяет сенатор Клинцевич, нет? Sobesednik.ru узнал у эксперта.

На фоне обсуждения побед в Сирии, а также сообщений СМИ об участии россиян в конфликте в Судане, сенатор Франц Клинцевич заявил, что в России вообще нет ЧВК (частных военных компаний).

— Фактически они, конечно, есть, — не соглашается эксперт по ЧВК, генеральный директор «Моран Секьюрити Групп» Алексей Бадиков. — Но в России не создана правовая база для деятельности ЧВК. Частные охранные компании в России не могут перенести свои операции за пределы России, так как в МВД не создано соответствующего механизма. Да и в целом нет правовой базы, которая соответствовала бы потребностям рынка. В итоге российские компании зарубежом охраняются западными охранными компаниям. Поэтому российские структуры вынуждены регистрировать ЧВК в других юрисдикциях, что позволяет компаниям оказывать услуги заказчикам, опираясь на правововую базу этих юрисдикций (как правило, это офшорные страны, в частности Белиз).

Если говорить о морских операциях, то компании следуют циркулярям ИМО [Международной морской организации — прим. ред.], входящей в структуру ООН, которые определяют четкие критерии допуска охранных компаний к операциям по защите коммерческих судов в пиратоопасных зонах. То есть в целом морская индустрия уже определила «правила игры» и этим правилам следуют прибрежные страны, администрации флагов судов и сами охранные компании, — отмечает Бадиков.

— Одновременно в России идет активная дискуссия о принятии соответствующей законодательной базы, и мы надеемся, что в итоге мы сможем использовать зарубежный опыт и полностью легализовать эту деятельность, — говорит эксперт. — При этом имеет смысл использовать практику, накопленную в морской индустрии на базе резолюций ИМО, а также созданный механизм сертификации компаний в IcoCa [организация Международного кодекса поведения на рынке — прим. ред.], которая является международной НКО, образованной по инициативе Швейцарии, и основной целью которой и является стремление правительств и индустрии определить четкие критерии деятельности ЧВК, обеспечив самый высокий уровень оказания услуг и избежав нанесения ущерба третьим лицам при оказании охранных услуг. Наша компания принимает деятельное участие в этой дискуссии, поскольку у нас есть как общее видение этой проблематики, так и конкретные предложения, которые могут быть воплощены в жизнь.

Полагаем, что необходимо принятие совершенно нового законодательства по этому вопросу, изменение Уголовного кодекса по статье [359 Уголовного кодекса РФ] «Наемничество» и создание механизма контроля за ЧВК, — подчеркивает Бадиков. — К счастью, уже есть отработанная международная практика, которую можно имплементировать в наше законодательство, и в этих целях нет смысла дожидаться решения вопроса о принятии конвенции ООН по ЧВК (так как страны-участники до сих пор не могут прийти к разумному компромиссу), а использовать документы ИМО, ICoCa и законодательства западных стран.

[Прим. ред.: согласно примечаниям к УК, «наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей». Обучение и подготовка наемников караются лишением свободы сроком до восьми лет, с использованием служебного положения — до 15 лет; самим участвующим в военных конфликтах наемникам грозит от трех до семи лет тюрьмы.]

— Что из себя представляют сегодня ЧВК? Чем занимаются, какие выполняют задачи?

— Сейчас ЧВК занимаются охранным бизнесом — как по охране морских судов, так и охране объектов промышленной индустрии в странах со сложной политической обстановкой. Данные компании официально зарегистрированы в качестве юридических лиц, имеющих разрешение на охранную деятельность в соответствии с законодательством страны регистрации, соответствуют определенным критериям, установленным либо индустрией, либо сложившейся практикой оказания подобных услуг. В силу этого ЧВК работают в правовом поле, а контракты могут подписываться как с частными компаниями, так и с государственными структурами. Большей частью речь идет о защите бизнеса в странах со сложной политической обстановкой, когда местные правоохранительные органы не могут обеспечить защиту персонала и объектов иностранных компаний, а привлекать армейские подразделения нецелесообразно, в том числе и по политическим соображениям. В то же время эти компании могут привлекаться странами и для ведения боевых действий совместно с армейскими подразделениями и одновременно защищать персонал государственных органов страны-заказчика в этих странах. Наиболее яркий пример подобной деятельности — это участие американских ЧВК в иракской операции 2003 году.

— Сколько ЧВК у нас всего?

— Сейчас сложно оценить российский рынок и сказать, насколько данные компании можно считать российскими. Из активно действующих компаний можно отметить компанию «Рокада», которая также работает в сфере морской безопасности. 

— Сколько в крупных ЧВК работает людей?

— В целом в данных структурах работает от нескольких десятков до нескольких тысяч человек — в зависимости от специализации компании и предоставляемых услуг.

— На каких направлениях работает ваша ЧВК?

— Наша компания работает в морской индустрии и предоставляет услуги по охране коммерческих судов в Индийском океане и на Западном берегу Африки. В то же время накопленный опыт позволяет нам сейчас приступить и к оказанию услуг по защите промышленной инфраструктуры в странах Ближнего Востока и Африки.

— Как набирают сотрудников? Кто они по прежней профессии?

— Почти все сотрудники — это выходцы из специальных подразделений Министерства обороны и МВД, у многих из которых есть боевой опыт.

— Если можно — о договоре: обязанности, защита, страхование жизни, примерный размер оплаты?

— Как правило, с сотрудниками заключаются короткие договоры на период осуществления миссии, в соответствии с которыми определяется уровень заработной платы, страхование жизни (в частности, в морской индустрии установлено, что страхование жизни не должно быть менее, чем 250 тысяч долларов США), определены служебные обязанности, как, впрочем, и обязательства компании по оказанию медицинской помощи, репатриации в случае заболевания или ранения.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика