Леонид Гозман: Нам отвечать на арест Керимова нечем

Политик Леонид Гозман обсудил с Sobesednik.ru арест Сулеймана Керимова и его последствия

Фото: Совет Федерации // Сенатор Сулейман Керимов был арестован в Ницце

Политик Леонид Гозман обсудил с Sobesednik.ru арест Сулеймана Керимова и его последствия.

Вечером 20 ноября в аэропорту Ниццы был задержан российский сенатор Сулейман Керимов. Французские полицейские предъявили члену Совета Федерации обвинения в уклонении налогов: по данным СМИ, речь идет о вилле Hier на мысе Антиб, владельцем которой называют Керимова. Во Франции подозревают, что реальная стоимость виллы при ее покупке была сильно занижена для ухода от налогов. Спустя несколько дней полиция отпустила Керимова под залог в 5 миллионов евро и подписку о невыезде.

В Кремле уже вступились за сенатора: пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Москва приложит максимум усилий для защиты законных интересов Керимова.

Расследование дела об уклонении от уплаты налогов, между тем, идет уже около трех лет, а в марте нынешнего года на вилле проходили обыски. Учитывая эти обстоятельства, непонятно, почему Керимов отправился в Ниццу — причем без дипломатического паспорта, который обеспечивал бы ему неприкосновенность. 

Политик Леонид Гозман в разговоре с Sobesednik.ru отметил, что ответ на вопрос, почему Керимов отправился в Ниццу, предполагает личное знакомство с сенатором, однако предположил, что причина заключается в поведении российских бизнесменов:

— Мне кажется, что весь этот наш слой абсолютно обнаглел. [Глава «Роснефти» Игорь] Сечин посылает суд совершенно спокойно и нагло, в полной уверенности, что он может это делать. На четвертую повестку он соизволил ответить, что он не придет вообще — в этом году. О следующем пока не говорил.

Мне кажется, что когда ты в одном месте так хамишь, чувствуешь себя над законом, над правилами, то ты так начинаешь воспринимать жизнь. Не исключено, что это такая ошибка восприятия — что они начинают думать, что везде можно так. А так можно делать только на родине. А там ты как все. Суд он и есть суд. 

Стоп-кадр YouTube // Леонид Гозман

Гозман подчеркнул, что французские правоохранительные органы «формально и всерьез независимы», но учитывая, что решения принимают люди, они могут обращать внимание на «общий контекст».

— В контексте нашей страны наша элита, олигархи и так далее выглядят крайне негативно и представляющими опасность для цивилизованного мира. Я думаю, что поскольку решение всегда принимают люди, то этот элемент тоже есть. Хотя не исключено, что Керимов настолько обнаглел, что тут вообще вопроса не было.

Между тем политик уверен, что давление Запада на Россию напрямую никак не связано с арестом Керимова: «Арестовывать человека или задерживать его, потому что санкции против России — это как-то перебор». Гозман считает маловероятным, что какой-либо политический деятель приказал полиции задержать Керимова из-за санкций. 

— Между этим политическим деятелем и комиссаром полиции должны быть исключительно дружеские, очень близкие, доверительные отношения. Это совершенно не вписывается в логику ситуации. Я не знаю конкретную эту ситуацию, но я с моими американскими, немецкими, французскими знакомыми такие ситуации обсуждал в принципе, [спрашивал], возможно такое или нет. Они все говорили, что нет.

Гозман рассказал, что когда детей высокопоставленных российских семей задерживали на Западе за хулиганство, они пытались решить вопрос через должностных лиц страны, где произошло задержание, однако это «никогда не удавалось».

— Поэтому я думаю, что обратно тоже самое. Одно дело — отпустить, а другое дело — посадить человека, которого не надо. Я думаю, что у французских компетентных органов были веские причины для задержания господина Керимова.

Но это же не Чечня. Он парень не бедный, у него будут хорошие адвокаты. И ничего, отпустят — [бизнесмена Михаила] Прохорова же отпустили. 

Прохоров был задержан во Франции по обвинению в сутенерстве, напомнил Гозман. Суд признал бизнесмена невиновным, а после того, как его отпустили, французское правительство наградило бизнесмена орденом Почетного легиона. 

— Я, опять же, не знаю, может, господин Прохоров действительно заслужил орден, — сказал Гозман. — Дать орден — в руках президента, отпустить может только суд.

Дальше [судьбу Керимова] будет решать суд. Но я бы предпочел быть под французским судом, чем под российским. Почему-то я ему больше доверяю.

Кстати, спросите [экс-главу МЭР Алексея] Улюкаева: он бы хотел, чтобы его судил русский суд или французский? Почему-то я думаю, что он бы предпочел поменяться с Керимовым. И кстати говоря, с трудом себе представляю французкого какого-нибудь миллиардера, который мог бы так послать французский суд, как Сечин [русский]. Я думаю, он бы давно в наручниках был в суде под камерами со всего мира и радостные аплодисменты простых граждан, которые миллиардеров не очень любят.

Гозман считает, что арест французского бизнесмена в России в качестве зеркальной меры — «это тот уровень глупости, до которого наша власть не дойдет». 

— Хотя, может быть, я излишне пессимистичен, может, они и на это способны. Проблема в том, что это будет просто бред собачий и понятно, что они это делать не будут. Но ведь вся эта история со всякими обменами и ударами взаимными показывает, что нам-то бить нечем.

Политик объяснил, что, вводя санкции, Запад ограничивает России доступ «к тому хорошему», что у него есть. Россия же, вводя контрсанкции, не может «сказать, что у нас тоже есть хорошее», поэтому перестает у Запада покупать. 

— Ежу понятно, что от контрсанкций пострадали наши люди, а не они. Я был на одном конгрессе в Европе недавно, там было много людей из разных стран, и я ни от кого не слышал, что наши контрсанкции нанесли ущерб Европе.

Действительно, нам отвечать [на арест Керимова] нечем, мы действительно можем арестовать какого-нибудь французского человека — ну еще смешнее будет, — считает Гозман. — Конечно, Валентина Ивановна [Матвиенко] может обидеться — она уже обиделась. Наши олигархи могут проявить солидарность и не будут ездить на Лазурный берег. Что, кстати говоря, нанесет ущерб определенный экономике Лазурного берега, потому что наши там тратятя, как арабские шейхи. Наши могут наказать обслуживающий персонал роскошных заведений на Лазурном берегу, потому что если наш олигарх не приедет, он не устроит шумный банкет, что отразится на чаевых официантов. Больше ничего не можем сделать, к сожалению, — заключил Леонид Гозман в разговоре с Sobesednik.ru.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика