Новости дня

18 октября, четверг










17 октября, среда

























16 октября, вторник










Что русскому добро, то немцу шмерц


Статистика ЧП
Статистика ЧП

Сможет ли Ангела Меркель осуществить свою поездку мечты по Транссибу?

Как-то поздней осенью в далеком 1794 году, отмечая очередной военный успех войск Суворова на берегах Вислы, русские солдаты пили спирт из местной аптеки и предложили выпить проходящему мимо ветеринару немцу. Но, после испития сего напитка в объеме фужера, алеманн занемог и дух испустил. После доклада об сим событии, Александр Васильевич и произнес крылатую фразу: что русскому добро, то немцу шмерц. 

Возвратимся к нашим дням. Во время своей избирательной кампании Ангела Меркель заявила о том, что мечтает проехать по Транссибу. В РЖД ей ответили, что постараются сделать все возможное, чтобы у канцлера Германии от «поездки мечты» остались самые приятные и яркие впечатления....

Но может ли сегодня наша «железка» похвастаться достаточным уровнем безопасности движения. К огромному сожалению, и по однозначному мнению экспертов, нет. Причиной сложившейся ситуации стал прежде всего невероятно высокий - 70%-ный износ инфраструктуры, недостаточное финансирование и, главное, отсутствие желания эту ситуацию изменить. 

С начала этого года Госжелдорнадзор зафиксировано на железнодорожном транспорте России около 27 тыс. нарушений и выдал более 1,6 тыс. запретов на эксплуатацию подвижного состава и технических средств. Число пожаров на локомотивах РЖД возросло в 2017 году до 58 случаев. ЧП на железной дороге случается фактически каждый день. Разумеется, стало больше пострадавших и погибших, их число в 2017 году уже превысило 170 человек. 

Жертвами только одного столкновения поезда с автобусом под Владимиром стали 19 человек, еще 12 получили травмы. О том, что эта катастрофа — не случайность, а следствие системного кризиса в системе безопасности железнодорожного сообщения говорит тот факт, что день в день с той аварией, с разницей лишь в пару часов, в Воловском районе Тульской области с рельсов сошла половина грузового состава из 52 вагонов.  

Знала бы Ангела Хорстова всю эту невеселую статистику! Насчет «ярких» впечатлений от поездки — спору нет, а вот что касается «приятных», это уж как состав повезет. 

Не так давно в Прикамье пассажирам электрички пришлось самостоятельно выталкивать с переезда застрявший на железнодорожных путях автомобиль. Хорошо еще, что электричка успела вовремя остановиться. «На Свердловской железной дороге, к которой относится и пермский участок, за девять месяцев зафиксировано более 1200 подобных случаев и четыре ДТП», – сообщает пресс-служба РЖД.

На железных дорогах сегодня эксплуатируется более 10 тысяч переездов, но работниками РЖД при этом обслуживается лишь пятая часть. Как следствие - целая серия тех самых тяжелых аварий. А ведь при грамотном подходе к вопросам безопасности многих происшествий и жертв можно бы элементарно избежать. Просто нужен системный подход, нужна проверка алгоритмов действий и автоматики, нужно строить новые путепроводы и устанавливать сигнализацию. Конечно, это затратно, но в противном случае мы продолжим расплачиваться за халатность чиновников ценой жизней людей. 

фото: ТАСС

Причина многих инцидентов, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта связана и с неудовлетворительным содержанием пути. По данным Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» к наиболее серьезным и распространенным рискам относится общая дефектность рельсового хозяйства. За последние пять лет отмечается устойчивая динамика роста изломов рельсов на путях общего пользования: их количество выросло на 14%, достигнув почти 92 тыс. случаев. 

Стоит ли напоминать об ужасном крушении пассажирского поезда Москва — Кишинев близ подмосковной станции Нара в мае 2015 года. Из-за столкновения состава с встречным грузовым поездом погибли шесть человек, еще около полусотни получили повреждения. Трагедия произошла из-за деформации рельсов, на участке проводились ремонтные работы, пришло к выводу следствие. Ространснадзор регулярно выявляет нарушение сроков осмотров путей, искажение данных вагонов-путеизмерителей и нарушения в технологии температурного регулирования бесстыкового пути. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта уже несколько лет к ряду указывает РЖД, что государственная монополия содержит свои железнодорожные пути в ненадлежащем состоянии. Ну, а воз и ныне там!

На железнодорожных магистралях страны сегодня лежат 80 000 дефектных рельсов, три четверти стрелок и две трети устройств автоблокировки работают с истекшим сроком эксплуатации. А земляное полотно, по которому проходят пути на отдельных участках, вообще не ремонтировалось с момента их создания — то есть еще с царских времен. Более 100 лет! Добро пожаловать, фрау Меркель! Ваше путешествие по Транссибу может оказаться недолгим.

Протяженность путей общего пользования с просроченным сроком ремонта возросла за последнее время с 14 до 25 тыс. км (это почти треть всей длины железных дорог в России). По прогнозам Министерства экономического развития России, этот печальный показатель будет увеличиваться и дальше.

По оценкам Института экономики и развития транспорта, при нынешних темпах реконструкции и модернизации инфраструктуры к 2020 году протяженность «узких мест» (участков с ограниченной пропускной способностью) на железнодорожной сети России достигнет 19 тыс. км, тогда как еще в 2010 году она составляла лишь немногим больше 5 тыс. км. Это значит – железная дорога медленно, но верно становится удушительным тромбом в венах экономики страны! Ведь такие «тромбы» тяготеют к самым загруженным направлениям железнодорожной сети: на подходах к морским портам, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралях, в районе Кузнецкого и Минусинского угольных бассейнов. При этом грузооборот по железной дороге в последние годы уверенно растет. По данным Института проблем естественных монополий грузонапряженность, т.е. интенсивность использования железнодорожной инфраструктуры, достигает 27 тонно-километров на один км железнодорожных путей. Это на 14,5% выше уровня 2010 года. В итоге амортизационный износ прогрессирует и с каждым годом все больше трещит рельсов, все больше поездов идут под откос. 

В РЖД, конечно, все это знают и понимают. По словам руководителя отдела комплексных исследований Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Павла Терешко, в 2012 году на модернизацию путей и инфраструктуры РЖД было выделено около 178 млрд рублей. Но затем объем инвестиций упал, причем упал в разы. В 2015 их сумма составила всего 74 млрд рублей. А в этом году дефицит финансирования составит 85,6 миллиардов рублей, со всеми вытекающими, точнее разрушающими последствиями. В сентябре на Забайкальской железной дороге сошли с рельс 14 вагонов не просто с грузом, а с военной техникой. Причина та же - неудовлетворительное состояние пути. В результате оказались повреждены 180 метров полотна, а общий размер ущерба превысил 3 млн рублей. Хорошо, что в поезде не было боеприпасов.

«В случае сохранения «узких мест» не будут освоены текущие и перспективные объемы грузов, что может привести к спаду в различных отраслях промышленности и негативно отразиться на экономике страны», — уверен Павел Терешко. Но гибельно это не только для экономики. Износ ж/д инфраструктуры является угрозой безопасности перевозок не только грузов, но и в первую очередь пассажиров в дальнем и пригородном сообщении.  

- Месяца 3-4 назад мы даже обсуждали эту проблему на ученом совете института, - рассказал главный научный сотрудник ВНИИЖТ Виктор Богданов. - Изломы рельсов происходят, в том числе, из-за некачественного сварочного стыка. Но главная причина, конечно, непонятная позиция РЖД, которая не хочет эту проблему решать и объективно во всем разобраться. Ну снизили скорость движения поездов до 60 км в час, к чему это привело? Только на этом РЖД каждый год теряет до 4 млрд. рублей, - сетует Виктор Богданов. - Сейчас даже полноценных экспертиз причин аварий не делают. 

- Мы уже избавились от старых составов и списали весь хлам, - рассказывает завкафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Ростовского госуниверситета путей сообщения Олег Ворон. - А вот за качество путей пускай ответят. То, что земля под рельсами плывет — кто виноват? Мы колеса обновляем гораздо активней, чем рельсы.

Так что не только в железнодорожных переездах проблема, нет, не только. И ужесточением наказаний за нарушение там ПДД серьезно ни статистику, ни ситуации вообще не поправишь.

«На железнодорожных переездах я бы сделал штрафы больше, - считает глава думского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, - но прежде, чем делать больше, нужно на территории России утвердить программу по строительству путепроводов на железнодорожных магистралях на разных уровнях.

А еще надо вкладывать средства в капитальный ремонт путей, в модернизацию всей железнодорожной инфраструктуры. Надо полностью изменить подход к обеспечению безопасности ж/д движения. А до тех пор Меркель лучше в гости не приглашать. Чревато. И для нее, и для международного престижа России.

Конечно, аварии, подобные прошлогоднему столкновению двух поездов в Баварии, случаются и в Германии. Но там их причиной становится человеческий фактор. А у нас? У нас за безопасность на железной дороге отвечает Центральная дирекция инфраструктуры (ЦДИ) ОАО «РЖД», которую возглавляет старший вице-президент Геннадий Верховых. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта неоднократно рекомендовала ЦДИ принять меры, направленные на повышение безопасности движения поездов, на снижение износа инфраструктуры. Необходимо провести экспертизу нормативно-правовых документов по содержанию и ремонту путей. Но в ЦДИ оставили рекомендации государственных надзорных органов без внимания. Во всяком случае, ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону.

На недавнем заседании коллегии Ространснадзора было озвучено, что состояние железных дорогах противоречит всем существующим нормам безопасности: «Сверх установленного срока службы эксплуатируется около 23 тысяч инженерных сооружений, из них более 10 тысяч — дефектные». По данным ведомства, основные причины — несоблюдение сроков осмотров и ремонтов путей, нарушение технологии, а также несоответствие скоростей движения фактическому состоянию путей, а все принимаемые ответственными служащими меры «не дают положительных результатов». 

Ространснадзор даже направил начальнику Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Геннадию Верховых прямое предписание с требованием устранить неудовлетворительное состояние инфраструктуры Московской железной дороги. Как выяснилось общая протяженность ее пути с просроченным капитальным ремонтом составляет 1540 км из общего длины 8 900 км. Для понимания читателей, по Московской дороге курсируют 2500 грузовых поездов и более 200 пар пассажирских, включая высокоскоростные «Сапсаны» и новые электрички «Ласточки». Ненадлежащее исполнение должностных обязанностей со стороны руководства ЦДИ легло в основу расследования, возбужденного по статье 19.6 КоАП, все напрасно. Мещанский районный суд города Москвы, к слову действующий по месту службы г-на Верховых, по формальным признакам отклоняет уже не первое административное предписание к топ-менеджеру РЖД. То срок происшествия истек, то суть претензий не ясна. Любопытный факт: предыдущий судья Мещанской Фемиды, вероятно, отлично выполнявший свои обязанности, промотирован по службе и теперь «защищает» интересы РЖД в штаб-квартире все той же Московской железной дороги. 

Так что хорошо конечно, что, демонстрируя гостеприимство, в РЖД предложили прокатить Ангелу Меркель по Транссибу, показав ей русскую провинцию, но один президент к нам в провинцию уже на самолете слетал. Хватит. Подождем с визитом до лучших для РЖД времен.

Но если с канцлером Германии пока все в порядке, то как быть с нашими собственными согражданами, у которых, как у Меркель, нет выбора, для которых путешествия по нашим железным дорогам – не мечта, а необходимость. Кто гарантирует безопасность наших жизней?

поделиться:






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания