10.08.2017

Помогут ли Абхазии "совершенно особенные" отношения с РФ

Журналист Виктор Лунин — о сегодняшних проблемах Абхазии и о том, как поможет ли их решить визит Владимира Путина

Фото: 8 августа Владимир Путин в третий раз посетил Абхазию // Global Look Press

Журналист Виктор Лунин — о сегодняшних проблемах Абхазии и о том, как поможет ли их решить визит Владимира Путина.

8 августа Владимир Путин в третий раз посетил Абхазию. НАТО традиционно сожалеет, Грузия осуждает, но Абхазия заверяет «все заинтересованные стороны в том, что абхазо-российское стратегическое сотрудничество продолжит динамично развиваться».

Визит состоялся в девятую годовщину начала российско-грузинской войны, по итогам которой Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии от Грузии. После переговоров за закрытыми дверями президенты России и Абхазии выступили с совместным заявлением для прессы, в котором коснулись преимущественно вопросов социально-экономического сотрудничества двух стран.

Ни для кого не секрет, что экономический рост Абхазии напрямую зависит от российских инвестиций и кредитов. В этих условиях возможность увеличения объема кредитования до 3 миллиардов рублей со ставками порядка 6% и формирования таможенной стоимости абхазской сельхозпродукции не в долларах, а в рублях выглядят довольно привлекательно для непризнанной большинством стран — членов ООН республики. Также президент Рауль Хаджимба рассказал об увеличении инвестиций России в инфраструктуру и развитие частного предпринимательства республики.

Но самой долгожданной новостью стало подписание между двумя странами соглашения о возможности страхования граждан России, проживающих на территории Абхазии, по системе ОМС. Под гражданами России здесь надо понимать практически всё население республики, исключая разве что жителей Гальского района — этнических грузин, имеющих соответствующее гражданство.

Ситуация со здравоохранением в республике, как и во многих других сферах, складывалась парадоксальная: бесплатная медицина на деле оказывалась слишком бесплатной, и абхазам — гражданам России втихаря от соседей (чтобы не заподозрили в предательстве родины) приходилось обращаться за медицинской помощью в Грузию — дешевле и качественнее. Причем за качество и удобство медицинского обслуживания жители Абхазии, имеющие российское гражданство, могли благодарить бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, автора идеи об организации медицинской помощи Абхазии и Южной Осетии в Грузии. Политическая программа Грузии спасла не одну абхазскую жизнь, но обошла стороной этнических грузин из Гали, не имеющих гражданства России и поэтому не представляющих для Грузии такого же политического интереса. Надо думать, теперь, когда справедливость восторжествовала, граждане России будут лечиться в России, а грузины — в Грузии.

Помимо этого, в ходе встречи президентов Путина и Хаджимба было достигнуто соглашение о создании общего информационно-координационного центра органов внутренних дел России и Абхазии, что особенно актуально на фоне ежегодных убийств российских туристов и бизнесменов в республике. Уровень преступности в Абхазии, население которой упорно продолжает жить в рамках семейно-родового дискурса, не отпугивает разве что российского туриста. Уже за это лето в консульство РФ обратились около двух сотен человек из-за невозможности перейти абхазо-российскую границу по причине утраты ими документов, удостоверяющих личность. На фоне этого МИД России выступил с предостережением российским туристам «в связи с ухудшением криминогенной обстановки в Абхазии».

Но эта «обстановка» сложилась в республике уже давно по вполне естественным причинам: с одной стороны — отсутствия институционального общества, с другой — диктатуры. Предостережениями для туристов тут, конечно же, не отделаешься, а любое конструктивное вмешательство в ситуацию неизбежно повлечёт за собой болезненное для молодого абхазского суверенитета ограничение со стороны России. Кроме «улучшения» криминогенной обстановки, это чревато усилением оппозиционных настроений в абхазском обществе, раскол которого в основном связан с дискуссией по поводу степени участия России в жизни республики. Обе стороны признают необходимость сохранения дистанции с «большим соседом», ведь не за тем воевали с одной империей, чтобы войти в другую. Но, например, вопросы о целях расходования российских денег постоянно становится главной темой общественной дискуссии.

Если же говорить всерьез, денег попросту недостаточно, и, как их ни потрать, всегда найдутся недовольные. В этом году, как заявил президент Хаджимба, объем инвестиционной программы увеличится до 2,5 млрд рублей. К этому добавятся 1,2 млрд рублей на поддержку частного предпринимательства в республике. Правительство РФ проработает вопрос о выделении Национальному Банку Абхазии 1 миллиарда рублей с целью увеличения его капитализации.

Стоит отметить, что нынешняя власть в Абхазии ещё три года назад была оппозицией и пришла к власти в результате выборов, которым предшествовал широкий политический кризис и отставка действующего президента Александра Анкваба со всем кабинетом министров. Митинги, народные сходы и протесты привели к бескровной смене власти, что может создавать у стороннего наблюдателя иллюзию демократии. Однако фактически власть в республике не в состоянии обеспечить достаточную правовую защиту демократическим ценностям. Демократия по-абхазски имеет многое от анархии, где все спорные вопросы решаются по «справедливости» и «понятиям», а власть не столько контролируется обществом, сколько просто игнорируется.

Сильнее всего такое положение дел в республике бьёт по молодёжи, которая имеет доступ к наркотикам, ограниченный только наличием у молодых людей средств на их приобретение. Что делать с людьми немолодыми — вообще загадка: взрослому человеку, принимающему наркотики, в республике ничего «предъявить» не могут ни общество, ни власть, так как по «понятиям» это его личное дело и если никому от этого нет вреда, то и взятки гладки.

Стоит обратить внимание и на неспособность соответствующих органов справится с массовым вождением автомобилей не только в нетрезвом состоянии, но и совсем без прав. Впрочем, нетрудно догадаться, что наличие последних у молодых автолюбителей ещё не гарантирует знания ими ПДД.

На фоне всех этих проблем начало нового этапа во взаимодействии органов внутренних дел России и Абхазии дает шанс последней не только не лишиться российских туристов, но и заручиться поддержкой третьей стороны в борьбе с криминалом, который пронизывает большинство сфер абхазского общества. В отличие от размещения российских военных баз на территории республики, это новшество не угрожает территориальной целостности Абхазии, но даёт шанс на построение системы правовой защиты населения от него же самого, что в перспективе способно породить здоровое гражданское общество.

После встречи с президентом Абхазии Владимир Путин заявил: «У нас особые, совершенно особые отношения с Абхазией. Мы надежно гарантируем безопасность и самостоятельность Абхазии, независимость». Это заявление, скорее всего, имеет своей целью снизить накал внутриполитического противостояния в республике и содействовать выстраиванию конструктивных и предсказуемых отношений между странами. Однако стратегические интересы самой Абхазии учтены здесь лишь отчасти, поскольку нормальное развитие экономики возможно лишь в рамках нормальных межгосударственных отношений, а любая «особенность», как бы приятна она ни была молодому государству, в перспективе обернётся проблемами именно с государственностью. И раз вопрос урегулирования грузино-абхазского конфликта и признания странами — членами ООН по понятным причинам откладывается на неопределённый срок, стоит пожелать руководству Абхазии мужества — как в отстаивании национальных интересов в отношениях с Россией, так и в решении серьёзных внутренних проблем в условиях неизбежной и крайне болезненной реакции со стороны сегодняшнего расколотого абхазского общества.

Виктор Лунин

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика