Презумпция беспредела. Как силовики получили право на безответное насилие

Обозреватель Sobesednik.ru – о том, как российские силовики получили право на безответное насилие

Фото:

Оппозиционеров обвиняют в насилии над полицией. Избиения граждан самими правоохранителями остаются без рассмотрения.

Как и почему это происходит, разбирался Sobesednik.ru.

С митинга – в больницу

– Мы с мужем были на Пушкинской площади. Молодежь скандировала лозунги и пела песни. Потом налетел ОМОН и начал всех задерживать. Я потребовала, чтобы они предъявили документы и представились, то есть действовали по закону. Это их особенно обозлило. Сначала меня ударили кулаком в лицо, и я упала. Потом четверо полицейских просто на руках отнесли меня в автозак, но вскоре отпустили. А мужа, который пытался меня защитить, задержали, избили и сломали ему очки, – рассказывает научный работник и общественный деятель Юлия Галямина.

С несанкционированной акции в центре столицы Галямину доставили на скорой помощи в больницу, где диагностировали сотрясение головного мозга, сколы зубов и ушибы на теле. Она намерена добиваться возбуждения уголовного дела против избивавших ее сотрудников полиции.

Правда, в самой Росгвардии все обвинения в жестокости своих бойцов отвергают. «Сотрудники ОМОНа в ходе несения службы по охране общественного порядка в ходе несанкционированной акции на Тверской улице действовали в строгом соответствии с законом», – заявили в пресс-службе ведомства.

Мэр столицы Сергей Собянин и вовсе сказал, что полицию за такой беспредел «нужно только поблагодарить». И это несмотря на зафиксированные журналистами факты неправомерных действий Росгвардии. Например, на одной из видеозаписей сотрудник в шлеме бьет уже лежащего активиста по голове.

По свидетельству задержанных, полиция проявляла немотивированную враждебность.

– Довольно больно было. Головой об автозак, с размаху по ногам. Они, наверно, специально это делают, поскольку перед заведением в автозак нас точно снимают на камеры, провоцируют на насилие, – полагает работающий в компании «Яндекс» Алексей Сокирко.

«Пятерка» для подростков

Худенького 17-летнего Михаила Галяшкина через два дня после акции протеста заводят в зал Басманного суда в наручниках. Его подозревают в том, что он брызнул в лицо полицейскому из газового баллончика. Тот получил ожог глаза, а на выпускника физико-математического класса завели уголовное дело по части 1 статьи 318 УК РФ, предусматривающей до 5 лет лишения свободы.

Из-за ареста Галяшкин не смог попасть на госэкзамен. Он планировал поступать на экономический факультет, но следователи решили, что для парня полезнее провести ближайшее время под домашним арестом.

В Петербурге одиннадцатиклассник Дмитрий Мякшин вместо ЕГЭ теперь тоже познает другие «университеты». Юношу обвиняют в том, что он ни много ни мало вступил в схватку с экипированным бойцом полиции и умудрился выбить ему зуб. Однако зафиксированный на видео другими участниками митинга на Марсовом поле инцидент ставит под сомнение силовые качества подростка.

На кадрах запечатлено, как Дмитрий пытается убежать от нескольких полицейских, но они догоняют его и валят на асфальт. После «кучи-малы» один из сотрудников встает из-за спины подозреваемого с окровавленным ртом. Вполне возможно, что он мог в общей свалке и самостоятельно удариться о землю или даже получить случайно локтем от сослуживца.

Но в таких моментах Следственный комитет, в отличие от случаев избиения оппозиционеров, долго не разбирается и сразу заводит уголовные дела. Вот и по итогам прошлой антикоррупционной акции на скамье подсудимых побывали уже семь человек. 11 июня был арестован новый фигурант «дела 26 марта» Алексей Политиков.

По версии следствия, 44-летний мужчина во время разгона протестного выступления применил насилие к капитану полиции, «совершив силовой обхват и сжатие его туловища, хватая его за предметы одежды», а также пытался повалить полицейского на землю и один раз ударил его кулаком в живот. Активист свою вину не признал и отказался давать показания.

«Бери любого – там разберемся»

Всего в России на инициированных Алексеем Навальным акциях 12 июня было задержано как минимум 1721 человек. Кроме Москвы и Петербурга, особо отличились правоохранительные органы Сочи (48 схваченных), Калининграда (34) и Тулы (24).

[:image:]

По наблюдениям корреспондентов Sobesednik.ru, присутствовавших на акции в столице, полицейские задерживали как наиболее активных участников несанкционированного сборища, так и выхватывали из толпы совершенно случайных людей. Преимущественно молодого возраста и наиболее известных политиков. Так, едва успев вый­ти из метро на «Пушкинской», в автозаке оказался лидер движения «Солидарность» Илья Яшин.

– Никаких лозунгов я не выкрикивал. Встал на бордюр у здания «Известий» и просто наблюдал за тем, что происходит. Попросил у офицера назвать причину задержания. Он ответил, что «нормально» надо День России отмечать, – описывает произошедшее сам Яшин.

По мнению же полицейских, оппозиционер «встал на клумбу и находился в группе лиц, мешавших проходу граждан». За это Тверской районный суд дал Яшину 15 суток административного ареста.

В административном порядке наказывают и других задержанных 12 июня на Тверской – столичные суды превратились в конвейер по вынесению штрафов. Причем виновными признают даже тех граждан, которые просто находились в общей людской массе, лично не совершая, по их мнению, никаких противоправных действий.

Юрист Елена Лукьянова полагает, что в произвольном порядке задерживать и судить любого человека, оказавшегося «не в том месте», позволяют «резиновые» нормы законодательства:

– Находящегося в толпе можно признать как митингующим, так и просто гуляющим. Все дело в правоприменении. Тут должен включаться разум. Но для нашей власти даже коллективный поход в булочную – уже нарушение закона.

Кстати:

Мещанский районный суд арестовал директора Фонда борьбы с коррупцией Романа Рубанова на 10 суток по ст. 19.3 КоАП (неповиновение законному требованию полицейского). Его задержали 12 июня на проспекте Сахарова во время согласованного митинга. Когда со сцены митинга решила выступить адвокат Виолетта Волкова, Рубанов попытался помешать ей и выключил микрофон.

Будучи одним из заявителей митинга, Рубанов настаивал на отмене согласованного мероприятия из-за препятствования мэрии организаторам в установке сцены и звукового оборудования. Однако после этого акция была «захвачена» Волковой, неожиданно нашлись для нее и технические устройства.

Комментарий адвоката Сергея Панченко:

– Конечно, в любом цивилизованном обществе нельзя бить полицейских. Но и они не имеют права избивать граждан. У нас же закон работает в одну сторону: силовики «равнее» всех остальных перед судом. И в случае с избиением Галяминой, и в других должны быть возбуждены уголовные дела за превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия. Но Следственный комитет пока этого не сделал по одной простой причине. Если полицейских начнут преследовать в уголовном порядке, то они перестанут выполнять заведомо неправомерные приказы по разгону мирных собраний.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика