Как прошел митинг Алексея Навального 12 июня в Москве

Репортаж Sobesednik.ru с московской антикоррупционной акции протеста, которая прошла 12 ию­ня, в День России

Фото: Митинг // Андрей Струнин / "Собеседник"

Репортаж Sobesednik.ru с московской антикоррупционной акции протеста, которая прошла 12 ию­ня, в День России.

Самыми массовыми протесты были в Новосибирске и Нижнем Новгороде, а рекорды по задержаниям, не считая двух столиц, побили в Сочи, Владивостоке, Туле и Калининграде. В Москве на Тверской улице полиция задержала 730 человек, в Петербурге – свыше 500. Общее число задержанных по стране превысило 1400 человек.

Историческая реконструкция

Поздно вечером 11 июня организатор акции в Москве Алексей Навальный сообщил, что согласованный митинг на проспекте Сахарова отменяется: под давлением мэрии закончились подрядчики, которые могли бы обеспечить мероприятие сценой и звуком. Последний подрядчик, который вроде как взялся помочь, несмотря ни на что, в последний момент все-таки отказался. «Аргумент простой: «начальству позвонили из мэрии, наложили запрет на эту точку», – пояснил Навальный в ФБ. – Говорят, звонил лично помощник мэра. Уж не знаю, кто это, но его угрозы навсегда запретить участвовать в мероприятиях в Москве работают отлично». И призвал всех прий­ти гулять на Тверскую, точно так же, как 26 марта.

В общем, понятно, конечно, из каких соображений столичная мэрия решила перекрыть Навальному звук и тем самым поставить весь митинг в идиотское положение, но в итоге на проспекте Сахарова все-таки состоялось нечто вроде народного схода в основном из противников реновации, и так собиравшихся пойти на митинг своей колонной. Люди мирно потребовали отставки Собянина и разошлись – кто домой, кто на Тверскую. Было несколько задержаний без видимых причин.

[:image:]

Зато на Тверской под эгидой фестиваля «Времена и эпохи», под прицелом сотен камер и на глазах у всего вышедшего на народные гулянья «крымнаша» прошла, можно сказать, грандиозная «историческая реконструкция» разгона июльской демонстрации 1917 года. Ряженые гусары и прочие участники праздничных торжеств на отгороженной под праздник части Тверской нервно курили в сторонке. Настоящий экшен с догонялками и прыжками ОМОНа в полной амуниции через малые архитектурные формы развернулся уже традиционно на Пушкинской площади и прилегающих пространствах. Хотя самое главное задержание прошло до начала праздника в районе Марьино: в подъезде своего дома был повязан вышедший на акцию Алексей Навальный. О задержании сообщила его супруга Юлия. Среди задержанных в первые минуты акции оказались Илья Яшин, Мария Баронова, Вячеслав Мальцев и куча менее известных активистов.

Стыдно и страшно

«Объясните, что происходит! Что за произвол!» – две элегантные дамы солидных лет активно ломились в автозак, припаркованный напротив «Макдоналдса», приводя публику в недоумение. Лично я последний раз видела нечто подобное в конце 80-х, когда во время одного из многочисленных в те годы митингов автозак пыталась штурмовать Валерия Ильинична Новодворская.

– Какой Навальный? Мы с подругой тут рядом живем, вышли погулять, – срывающимся голосом пояснила одна из дам. – С нами был наш знакомый, пожилой человек, профессор! Шли по улице, подбежали эти (ОМОН. – Ред.), молча его схватили и затолкали в машину! Что же делать...

Смотрите фотогалерею: Митинг оппозиции 12 июня в Москве

В ту же минуту шестеро «космонавтов» протащили мимо нас ничего не понимающего дядьку, похожего на гастарбайтера. За ним последовал юный тип вполне правильной патриотической наружности и, судя по возмущенным крикам, убеждений. Потом приволокли парня в футболке с надписью «Навальный». Прежде чем затолкать в автозак, ему отвесили несколько пинков, обыскали и отобрали планшет. Позже на наших глазах полиция схватила мирно сидящую на скамейке напротив «Известий» женщину. Ее подруга рассказала, что они решили просто прогуляться по Тверской – хорошая погода, праздник... Про митинг что-то слышали, но он их не интересовал.

– Честно говоря, мне сейчас очень страшно! – Участница акции по имени Карина рассказала, что она – сторонница Навального и на Тверскую пришла с целью «выразить свою гражданскую позицию». – Страшно и стыдно за нашу власть! Творить такое с людьми, вышедшими на мирную акцию. Со своими гражданами!

– Я, можно сказать, впервые на подобном мероприятии, – призналась дама средних лет со значком «За наш дом». – Никогда раньше не участвовала в политике, пока не объявили эту... реновацию. Они же собираются уничтожить наш город, все самые красивые, самые зеленые места. Знаете, я сейчас смотрю, что здесь происходит, и даже жалею, что раньше не ходила на митинги.

Мимо прогрохотала очередная группа бойцов ОМОНа со скрученной жертвой.

– Вот она, путинская Россия, – вздохнул стоящий рядом пожилой мужчина. – Это уже какой-то...

«С Днем России!» – послышалось из проезжающего мимо автозака.

Энтропия растет

По итогам акции, наверное, стоит ожидать новой волны истеричных воплей о том, что Навальный согнал на митинг школьников. Притом что общий принцип задержаний напоминал т.н. корейский рандом (случайность, возведенная в абсолют), среди схваченных полицией было довольно много ребят не старше 17–18 лет. Сложилось впечатление, что их намеренно выдергивали из толпы. А людей явно за 30 как будто игнорировали, что бы они ни делали.

[:image:]

Уровень насилия со стороны полиции на этот раз зашкаливал: то и дело над толпой взлетали черные резиновые дубинки. Не жалели даже молоденьких девушек. Одного из подростков, неудачно пытавшегося убежать (отметим, что беглецов было много и за ними ОМОН не ленился гоняться толпой, проявляя при этом поразительную прыть), с силой ударили об асфальт. А активистку Юлию Галямину, единственную, пожалуй, кто попытался призвать полицию соблюдать закон «О полиции», просто повалили на землю и оттащили в автозак волоком. Позже Юлия сообщила, что из автозака ее вытолкнули, но задержали ее супруга, избив при этом и сломав ему очки. Саму Галямину ударили по лицу с такой силой, что в итоге она оказалась в больнице с сотрясением мозга и сломанным зубом.

Но – усилилось давление, усилилось и противодействие. Уже одно то, что на Тверскую пришло людей не меньше, чем в марте, хотя о новом месте действия стало известно в последний момент, говорит о многом. Репрессии и запреты пугают все меньше, готовность противостоять все сильнее. Как пел Егор Летов, «энтропия растет».

Нельзя сказать, что в этот раз на Тверской было много протестных плакатов. По сравнению с 26 марта они практически отсутствовали. Но именно в этот раз среди скандируемых толпой лозунгов впервые с 2012 года прозвучало: «Путину – импичмент!»

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика