Станислав Белковский: Почему Кудрин все еще не премьер
Обозреватель Sobesednik.ru Станислав Белковский объясняет, почему Путин никогда не назначал Алексея Кудрина премьером
Обозреватель Sobesednik.ru Станислав Белковский объясняет, почему Путин никогда не назначал Алексея Кудрина премьером.
Одной из самых заметных фигур только что завершившегося Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017) стал, без сомнения, 56-летний Алексей Кудрин. Бывший вице-премьер и министр финансов РФ, главный идеолог финансовой политики страны в 2000–2011 гг., ныне — председатель совета Центра стратегических разработок (ЦСР).
Г-н Кудрин представил на форуме разработанную ЦСР программу развития нашей России как раз до 2024 года — то есть на следующий президентский срок. И там не только про экономику. Начинается всё с реформ судебной и правоохранительной систем — что справедливо. Пока силовики остаются крупнейшим субъектом экономики, а суды — их прямым орудием, никакие другие реформы не будут выглядеть серьезно. Или, по крайней мере, претендовать на успех.
Дальше в программе ЦСР — традиционная кудринщина: ужесточение бюджетного правила, требующего отправлять нефтегазовые доходы РФ при цене на нефть свыше определенной (40 или 45 долларов за баррель) не в бездонный бюджет, а в защищенные от излишних растрат резервные фонды; повышение пенсионного возраста (до 63 лет для женщин и 65 — для мужчин) с постепенным общим ростом пенсий вроде как на 30%; сокращение расходов на оборону и увеличение (на 0,7%) на здравоохранение и тому подобное. Ну и, конечно, стандартная для почти всех таких программ мантра про технологическое отставание и срочную потребность в цифровизации экономики.
Впрочем, особый интерес большей части аудитории вызвало не само содержание ЦСР-программы и даже не ее конкуренция с альтернативным планом «Столыпинского клуба», доложенным бизнес-омбудсменом РФ, производителем игристого вина «Абрау-Дюрсо» Борисом Титовым. А новый публичный всплеск публичных амбиций г-на Кудрина.
[:image:]
Как известно, Алексей Леонидович покинул пост главы Минфина и вообще правительство России в конце сентября 2011 года — когда стало известно, что премьер-министром нашим на шесть лет (2012–2018) засядет Дмитрий Медведев. Государственный деятель милый, но никчемный, и, насколько можно судить о мнении г-на Кудрина, выступающий для экс-министра финансов главным живым препятствием на пути реформ. Не случайно в 2013 году г-н Кудрин отказался от предложения президента Владимира Путина возглавить так называемый «мегарегулятор»: Центральный банк, поглотивший Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Дескать, чего там делать, в этом мегарегуляторе, пока правительство все равно медведевское, а значит, на осязаемый прогресс рассчитывать нельзя.
После событий ПМЭФа-2017 многие комментаторы снова разговорились про премьерские перспективы главы ЦСР после президентских выборов-2018. Что ж. Попробуем разобрать этот вопрос.
1. Несмотря на выбытие (временное?) Кудрина из власти, Путин ему по-человечески, как и прежде, полностью доверяет. Об этом президент многократно объявлял публично.
2. Тем не менее, в XXI веке второй первого премьером никогда не назначал. Хотя мог сделать это и в 2004-м, после отставки кабинета Михаила Касьянова, и в 2007-м, когда ушел в разведку Михаил Фрадков, и даже, напрягшись, в 2012-м.
3. А почему не назначал? А потому, что основные критерии отбора путинского премьера таковы: премьер не должен быть политически сильной фигурой, тем паче — кумиром либеральной общественности, рассматриваемым ею как альтернатива главе государства; премьеру надо всегда помнить, что главные решения в сфере экономики и финансов все равно принимает Путин, каких бы программ ни понаутверждали.
Изменятся ли критерии к весне 2018 г.? Не факт.
Да и главный тормоз реформ — отнюдь не г-н Медведев. А самолично г-н Путин с его психотипом глубокого консерватора. Считающего, что риски реформ всегда выше ущерба от их отсутствия.
Вот где центральная проблема. А не в наличии / отсутствии г-на Кудрина близ властных вершин.
[:wsame:][:wsame:]