Споры о госидеологии: "закон о нации" или новая Конституция?

Что стоит за оживлением споров о необходимости введения в России государственной идеологии, разбирался Sobesednik.ru

Фото: Global Look Press

Что стоит за оживлением споров о необходимости введения в России государственной идеологии, разбирался Sobesednik.ru.

«Нужно ли отменить запрет на государственную идеологию?» — таким вопросом озаботились политики и авторы современной Конституции на международной конференции «Современный конституционализм: вызовы и перспективы» в Конституционном суде. Вероятно, отчасти интерес к подобному вопросу подогрел сам Владимир Путин: 7 ноября на встрече в Ново-Огарево президент заявил, что «думать об этом можно и нужно, а делать — крайне аккуратно» (читай: будем постепенно внедрять идеологию).

Конечно, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что гарант Конституции не станет предлагать для нее новые поправки в послании Федеральному собранию 12 декабря, процитировав «множественные заявления президента», что «Конституция — это не тот закон, который можно менять и кромсать в угоду текущему моменту».

Однако задолго до того в состоятельности 13-й статьи Конституции, в которой прямо говорится, что Российская Федерация признает идеологическое своеобразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, усомнился лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. На концерте-митинге в День народного единства 4 ноября он в очередной раз напомнил, что, дескать, эти конституционные принципы не соответствуют национальным интересам страны.

Идею Миронова поддержала Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова, заявив, что дискуссия (и, видимо, последующая отмена запрета на идеологию — авт.) имеет право на существование. В качестве варианта государственной идеологии омбудсмен предложила как раз соблюдение прав человека. Другое видение государственной идеологии у сенатора от Крыма Ольги Ковитиди — она уже подготовила и внесла в Госдуму законопроект о введении в качестве такой основной идеи патриотизма, как сообщал Sobesednik.ru.

Впрочем, эта мысль не нова. Так, скажем, в Центре идеологии и политической мысли Степана Сулакшина не раз заявляли, что России и народу идеология просто необходима, и, более того, проект новой конституции Центр уже разработал:

— Дело в том, что нынешняя Конституция поддерживает деградацию нашей страны. Она с этой целью и была создана. В 1993 году ситуация внешнего управления Россией была близка к 100%. Я был участником тех событий и являюсь историческим свидетелем, — говорит Степан Сулакшин.

— В Конституции заложен целый ряд мин, которые «взрываются». Ну, например, в ней запрещена идеология страны, а ведь народ — это люди с идеей, — говорит политолог. — Идеология — это традиции, культура, ценности народа. Если ценностей нет, то и невозможно построить цель государственного управления и построить задачи для развития страны.

По мнению эксперта, коль скоро в школах идеология запрещена, «школьникам не объясняют, в чем разница между генералом Власовым, который перебежал на сторону гитлеровцев, и героем-генералом Карбышевым, который не предал Родину и принял мученическую смерть».

— Сейчас, в зависимости от политической конъюнктуры, молодым людям внушают то одно, то прямо противоположное, — рассказал Sobesednik.ru Сулакшин.

Однако и авторы нынешней Конституции, и многие политологи все же против таких изменений в главном документе страны:

— Я думаю, что здесь есть два аспекта. Во-первых, Закон о «российской нации» (создание которого поддержал президент), который бы регулировал отношения в сфере национальной политики и некоторые другие вопросы, действительно нужен. Что же касается того, нужно ли менять Конституцию, то, конечно, нет. Конституционное положение о том, что никакая идеология не может быть государственной, мне кажется вполне адекватным, и менять его нет смысла. К тому же процедура такого изменения была бы достаточно долгой и сложной, да и вероятность такого изменения невысока, — говорит генеральный директор Агентство политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

— У нас и так есть разные центры и институты — партия, телевидение, церковь и так далее, — которые оказывают воздействие на формирование идеологии, причем бывают периоды (например, как сейчас), когда их консолидация достаточно высока. Но бывают периоды и другие, когда идеология меняется под воздействием изменения общественного мнения, и закреплять какую-либо идеологию в Конституции, на мой взгляд, было бы не рационально, — заявил политолог.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика