Теракт в Крыму, но не в России? В какие игры играет Китай

Почему Китай озвучивает разные позиции по вопросу территориальной принадлежности Крыма, Sobesednik.ru объяснил политолог

Фото: Владимир Путин и Ли Кэцян // Global Look Press

Почему Китай озвучивает разные позиции по вопросу территориальной принадлежности Крыма, Sobesednik.ru объяснил политолог.

На днях премьер-министр Китая Ли Кэцян по итогам третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей (высшего законодательного органа страны) заявил, что правительство КНР уважает территориальную целостность и суверенитет Украины, а вопрос Крыма должен решаться путем диалога. Однако ранее китайский амбассадор во время заседания в Совете Безопасности ООН ответил на вопрос о провокации в Крыму и законности удерживания этой территории Российской Федерацией лаконично: «Мы уважаем территориальную целостность Украины в ее границах, установленных в 1991 году (то есть когда Крым входил в состав Украины — ред.). Поэтому мы не принимаем формулировки "теракт на российской территории"».

— Для того, чтобы понять, почему происходит такая «разноголосица», надо понимать Китай, — говорит политолог Леонид Крутаков. — С одной стороны, конечно, Россия и Китай сейчас идут одним строем и в одном направлении, и это сближение в энергетических, политических, экономических, военных вопросах происходят буквально у нас на глазах. С другой стороны, понятно, почему Китай не поддерживает нарушения целостности территорий в других странах, ведь у Китая есть серьезные проблемы со своей территорией: это и Тибет, это и Синьцзян-Уйгурский автономный район, и так далее. Если ты поддерживаешь отделение какого-то региона от другой страны, тогда почему ты противишься такому же отделению у себя?

Поэтому нерушимость границ была основой мира и стабильности во всем мире, — напоминает политолог. — От этого принципа отказаться сложно, однако первой от него отказалась не Россия, а Запад, когда распался СССР и когда распалась Югославия. Именно поэтому Китай высказывается очень осторожно и старается никого не осуждать, а просто выражает свою позицию.

[:image:]

Есть и еще одна причина — традиционная конфуцианская идеология, отмечает эксперт:

— Китайцы тихо, мирно и спокойно распространяют, к примеру, экспансию своего населения: создают чайна-тауны по всему миру, а когда там закрепляются, то начинают защищать права китайцев, которые живут в других странах. Долго время Китай развивался без собственной стратегии, существовал как часть большого западного проекта, равно как и Россия, которая пыталась в этот проект вписаться. Теперь же время другое: у Китая появилась необходимость озвучить свой проект, и он был озвучен — это «Великий шелковый путь». Между прочим, данный проект — это не просто обеспечение торгового пути, но это интеграция в евразийское пространство: инфраструктура, приведение в соответствие таможенных законодательств тех стран, которые находятся по пути у «шелкового пути» и так далее. Это большой проект, на основе которого фактически можно строить новую экономику Евразии. И Китай об этом заявляет.

Нельзя отрицать, что мы сейчас находимся на перепутье остатков прошлой жизни, когда всех волновал мир между странами, и новой жизни, когда будут ломаться прежние союзы объединения и границы, — говорит политолог. — По крайней мере, на Ближнем Востоке мы уже видим, как рушатся границы, мы видим, как это происходит на Кавказе (Абхазия и Южная Осетия) и как это происходит в Европе — на примере Украины. Мир не мог бы меняться, если бы не менялась его география. И сейчас еще есть страх перед грядущими переменами.

— Тем не менее заявление китайского амбассадора поддержали и другие члены Совбеза ООН (естественно, за исключением российского представителя), и на него уже обратили внимание и на Украине. В частности, народный депутат Украины от «Радикальной партии» Игорь Мосийчук на своей странице в Facebook уже заявил: «Похоже, китайцы сидят на берегу реки и ждут, когда мимо будет проплывать труп северного соседа».

— Это смешно. Реакция Украины обоснованна настолько же, насколько обоснованна их политика: с чего вдруг они решили, что Китай будет с ними дружить? Вы видели этих лидеров на Украине? Китайцы не глупцы, и они прекрасно понимают, кто и что диктует политику Украины. В таком случае Китаю надо было бы договариваться не с марионеточным режимом и руководством Украины.

Если Россия — это сосед Китая по Центральной Азии, где Китай разворачивает свои проекты, это часть проекта «Великого шелкового пути», член БРИКС, и так далее, то Украина — ни то ни се, — утверждает Леонид Крутаков. — Понятно, что украинские политики хватаются за малейшую, призрачную возможность с кем-то подружиться против России (то с президентом Турции Рейджепом Эрдоганом, то теперь поговаривают о Китае), чтобы показать своему народу, что они не одни, что Россия подлая и это якобы могут подтвердить Турция и Китай. Хотя, как мы видим, Турция начала восстанавливать взаимоотношения с Россией, что говорит об обратном, — заключает эксперт.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика