Илья Яшин: Сначала мою рукопись прочитал Немцов, потом Шеремет...

Илья Яшин рассказал в интервью Sobesednik.ru о своей книге, конфликте в партии ПАРНАС и Рамзане Кадырове

Фото: Илья Яшин // Global Look Press

Илья Яшин рассказал в интервью Sobesednik.ru о своей книге, конфликте в партии ПАРНАС и Рамзане Кадырове.

В первой части интервью оппозиционный политик поделился воспоминаниями о том, как они с журналистом Павлом Шереметом пытались уговорить Бориса Немцова эмигрировать из России.

Роковая книга

– Насколько мне известно, вы дали Шеремету почитать свою новую книгу, чтобы тот написал к ней аннотацию, но Павел так и не успел...

– Действительно, я отправил Шеремету текст книги, а он все никак не мог найти время прочитать. «Ты прочитал, чудовище?» – я периодически поторапливал его. «Читаю, читаю», – отвечал Шеремет. В итоге прочитать успел, а вот написать аннотацию – нет. С этой книгой вообще какая-то беда, мистика, что ли: рукопись книги я сначала дал Борису Немцову, чтобы тот написал к ней аннотацию. Но через некоторое время его убивают. У меня даже сохранилось фото, как мы с Борей едем на поезде в Ярославль и он читает рукопись. Потом я дал книгу Павлу – и вот что случилось...

В итоге книга скоро выйдет, аннотацию к ней уже написал Дмитрий Быков.

[:image:]

– О чем книга? Снова разоблачения?

– Нет, это скорее прикладная книга, учитывая то, в каком мире мы с вами сейчас живем. Называется она «Сопротивление бесполезно» («бес» зачеркнуто специально, чтобы люди понимали, что сопротивляться можно и нужно). Эта книга о том, как вести себя, если к вам пришли с обыском или арестом, о том, как правильно общаться с правоохранителями, чтобы вам не вышло это боком. В книгу вошли не только правовые понятия и рекомендации, но и личный опыт – мой и моих товарищей. В частности, там есть воспоминания Бориса Немцова о том, как проходили обыски в его московской квартире.

Выборы и разоблачения

– После известного скандала с участием Михаила Касьянова и Натальи Пелевиной начались «тёрки» внутри ПАРНАСа, и вообще сама демократическая коалиция (как казалось, вполне жизнеспособный орган) начала разваливаться. Это так?

– Не думаю, что есть смысл проводить прямую линию между этим скандалом и развалом демкоалиции. Но вы должны понимать, я не могу прямо называть вещи своими именами, поскольку есть решение съезда, которое ограничивает критику со стороны членов партии в отношении руководства ПАРНАСа и ее кандидатов в период предвыборной кампании. Правда, я голосовал против такого решения, поскольку оно мне кажется неприемлемым для демократической партии.

Могу сказать одно: мне жаль, что для Михаила Михайловича было важнее сохранить первое место в списках, нежели демократическую коалицию. Если бы он пошел навстречу нашим коллегам по демкоалиции и либо участвовал в праймериз, либо отказался от своей квоты (это был бы благородный шаг, но он даже обсуждать это отказался), тогда бы коалиция была сохранена и сейчас бы был совершенно другой расклад: была бы серьезная избирательная кампания, сильный список, и были бы шансы пройти 5% барьер. Я считаю, Касьянов взял на себя личную ответственность за результат.

– Вы сняли свою кандидатуру с участия в выборах. Почему?

– Я не отказывался участвовать в выборах в Госдуму, но, к сожалению, так сложились обстоятельства. У нас была большая дискуссия внутри партии, и я оказался в меньшинстве. Поэтому участвовать в выборах в качестве кандидата я не буду, но я буду помогать партии набрать как можно больше голосов, ездить в регионы и помогать нашим кандидатам. Несмотря на наши разногласия с Касьяновым.

В частности, в конце августа обнародую новый доклад о «Единой России» и ее связи с криминалом.

– То есть будете «мочить» конкурентов?

– Не «мочить» конкурентов, а разоблачать негодяев, которые узурпировали власть. Доклад не преследует цель кого-то «мочить», цель – рассказать о том, что происходит на самом деле. Путин же морочит нам голову: говорит, поддержите этих ребят, они эффективные менеджеры, и регион будет жить в шоколаде. Проходит несколько лет, и руководителя этого региона в наручниках увозят в СИЗО. И потом нам говорят: ой, вы знаете, оказалось, что губернатор – глава ОПГ.

– А веские доказательства будут? Или же это просто сборник уже общеизвестных фактов? Ведь в предыдущих докладах, по сути, описывалось то, что публиковали СМИ.

– Подробности доклада я раскрывать не хочу – подождите чуть-чуть. Скажу лишь, что по «немцовской традиции» доклад будет базироваться на открытых источниках, но там будет и эксклюзивная информация, которую мне предоставляли правоохранители...

[:image:]

– А что это изменит? Ваш доклад о Рамзане Кадырове не вызвал особого резонанса.

– Не согласен с вами: резонанс был, и весьма неплохой. Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что большое внимание к докладу со стороны общественности привлек сам Кадыров. По-моему, он сделал все, чтобы доклад прочитало максимальное количество людей: выкладывал его на своих страницах в соцсетях, критиковал, подавал заявление в прокуратуру... На нашем сайте доклад прочитали порядка 800 тысяч человек, мы распространили распечатанный доклад тиражом примерно 70 тысяч (в том числе и в самой Чечне). люди, которые помогали мне собирать информацию для доклада, его же и распространяли.

– Но Кадырова даже прокуратура после этого не проверяла... О каком эффекте мы говорим?!

– Это правда, но мне кажется, доклад все же нанес удар по наиболее уязвимой точке в «путинской» системе власти. Та кампания против Кадырова, которую мы начали, как раз случилась в преддверии его переназначения. В итоге Путин до последнего момента тянул с этим переназначением, Кадыров заметно нервничал...

Нет, я, конечно, прекрасно понимал, что этот доклад не сковырнет Кадырова с его поста, но я хотел снять такое... «оцепенение» перед ним, показать, что и в этом случае можно называть вещи своими именами.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика