Евгений Киселев: Окружение Путина может дорого поплатиться за свой "слив"

Sobesednik.ru поговорил с Евгением Киселевым о том, кому было выгодно опубликовать информацию об офшорах Путина

Фото:

Sobesednik.ru поговорил с Евгением Киселевым о том, кому было выгодно опубликовать информацию об офшорах Путина.

Sobesednik.ru ранее сообщал о том, что 28 марта пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков выступил с заявлением, в котором предупредил журналистов о готовящихся «вбросах» против Путина и его окружении.

3 апреля Международный консорциум журналистов-расследователей и Центр по исследованию коррупции и организованной преступности опубликовали результаты расследования, согласно которому 12 российских высокопоставленных чиновников владеют тайными офшорами в Панаме и на Британских Виргинских островах.

Sobesednik.ru обсудил с журналистом Евгением Киселевым, кому была выгодна публикация материалов и причастно ли к этому путинское окружение:

— Я думаю, это выгодно огромному количеству людей. Читателям, политикам, общественным деятелям, которые хотят знать правду о руководителях России — правду, о которой уже не раз писали и говорили в прошлом, — говорит Евгений Киселев. — Ведь эта тема не нова. Поэтому, я так полагаю, молодцы эти журналисты, которые провели такое масштабное международное расследование, в которое было вовлечено так много людей, так много уважаемых изданий по всему миру.

Единственное, кому это не выгодно — это Владимиру Владимировичу Путину, а также самому Пескову, который оказался одним из фигурантов этого расследования.

[:image:]

— Как вам кажется, мог ли кто-то из путинского окружения дать информацию журналистам?

— Я не думаю. Они не самоубийцы. За это можно, знаете... Я так полагаю, что за это можно дорого поплатиться. Я не верю в это.

— То есть не может это быть войной «башен Кремля»?

— Послушайте, это все чистая конспирология. Поймите правильно: оформление той или иной собственности на офшорные компании не Путин придумал. Крупные, средние, мелкие юридические фирмы, которые помогают гражданам разных стран не афишировать свои активы, свое личное богатство, существуют уже много десятилетий. Это, в общем-то, стандартная схема, и, по-моему, сама эта схема в одном из материалов, появившихся с одним из разоблачений, достаточно популярно рассказывается.

Там существуют всевозможные варианты, и этими вариантами, я думаю, богаты русские бизнесмены и аффилированные с ними политики — или, наоборот, русские политики, которые потихонечку сколотили себе состояние за счет протежирования тем или иным крупным частным компаниям, прячут подальше от людских глаз свои активы, свои состояния, свои дома, свои яхты, свои самолеты, оформляя собственность на те или иные офшорные компании, которые действуют на Кипре, Панаме, на Британских Виргинских островах. Список офшорных зон можно найти, я думаю, на многих интернет-сайтах.

Понимаете, компании, которые обслуживают этот теневой сектор экономики, они умеют хранить свои секреты. Поэтому я не думаю, что люди, даже входящие в ближайшее окружение Путина, знают, где, как, на кого, под каким названием хранит свои скромные трудовые сбережения человек из соседнего кабинета или там ближайший партнер по бизнесу. Я думаю, что эта информация могла утечь только в результате журналистского расследования. Дальше можно строить предположения. Может быть, действительно какой-то там добровольный информатор вышел, как это утверждается в одной из этих публикаций — что на газету Süddeutsche Zeitung вышел добровольный информатор, работающий на крупную панамскую компанию, которая предоставляет свои услуги людям, которые хотят обзавестись офшорами и на эти офшоры оформить свое движимое и недвижимое имущество. А может быть, просто журналисты-расследователи нашли способ разговорить сотрудника этой компании или подкупить его.

Факт тот, что не имея этой документальной утечки, не имея этого множества файлов, измеряющегося терабайтами, едва ли все это было бы возможно. Я не думаю, повторяю, очень сильно сомневаюсь в том, что какой-нибудь условный Петров, высокопоставленный чиновник-коррупционер, располагает информацией об офшорах и записанном на них имуществе другого коррупционера высокопоставленного, по фамилии Сидоров — никого конкретно не имею в виду. Я полагаю, что усматривать за этим какие-то сливы одной кремлевской башни на другую — это чистая конспирология.

— А Михаил Лесин, например, не мог рассказать журналистам об офшорах чиновников?

— Не думаю. Это та же самая история, понимаете? Максимум, что мог знать Михаил Лесин, — это название или, скажем, банковские реквизиты каких-то компаний, в адрес которых подконтрольные ему деловые структуры делали какие-то переводы. Но сами по себе банковские реквизиты и названия компаний ни о чем не говорят.

Важно знать, кто является бенефициарным владельцем той или иной офшорной компании, кто управляет тем или иным счетом, номинальным владельцем которого является, опять-таки, какая-то офшорная компания, зарегистрированная на Кипре. Эта информация есть только у этих специализированных юридических фирм, вроде той панамской. Это самый главный секрет, за сохранение которого эти господа юристы из этих специальных фирм получают немалые деньги.

— Результаты расследований, которые опубликованы сейчас, повлияют как-то на политическую и общественную ситуацию?

— Здесь у меня, конечно, есть большие сомнения. Понимаете, пропутинское большинство, которому все нипочем — плюнь в глаза, божья роса, — они по-прежнему будут готовы за дорогого, любимого Владимира Владимировича кому угодно пасть порвать. Они будут свято верить в то, что «англичанка гадит», что все эти журналистские расследования являются результатом чуть ли не заговора западных спецслужб с целью расчленить Россию и захватить ее природные богатства, или в какую-нибудь такую же муть.

Люди, которые Путина не поддерживают, — им это мало что добавляет в их картину мира. Это расследование важнее всего для западного общественного мнения. Потому что все-таки на Западе по-разному относятся к Путину. Мы знаем, что есть правые круги в некоторых странах Европы, которые Путина поддерживают, Путину симпатизируют. И не только Путину, но и членам путинского окружения симпатизируют. Для существенных перемен в западном общественном мнении это может сыграть какую-то роль.

С другой стороны, люди, которые принимают решения на Западе, в общем, тоже уже давно многое поняли и многое знают. Когда в фильме «Би-Би-Си», по поводу которого некоторое время тому назад негодовал господин Песков, высокопоставленный сотрудник Министерства финансов Соединенных Штатов, как раз занимающийся, насколько я понимаю, по долгу службы поисками не вполне легальных активов и отслеживанием не вполне легальных транзакций по всему миру, говорит «да, Путин коррупционер», он отвечает за свои слова. Потому что никогда высокопоставленный чиновник такого ранга в Соединенных Штатах не сделает такое заявление, десять раз не подумав и десять раз не согласовав его со своим руководством. Там, как говорится, люди за базар отвечают.

Я не раз слышал от хорошо информированных людей в разных западных столицах, что в общем, конечно же, уже давно западные правительства, спецслужбы интересуются тайными богатствами президента России. Более того, мне приходилось слышать, что информации там накоплено огромное количество. Другое дело, что они ее не обнародуют сами, напрямую, поскольку, понимаете, это такое ружье, которое стреляет один раз.

Может быть, еще время не пришло. А может быть, как раз пришло. Может быть, публикации, которые появились в западной прессе, сделаны в том числе и не без участия хорошо осведомленных лиц в Вашингтоне, Берлине, или Париже, или Лондоне, а может быть, и там, и там, и там.

— То есть для Запада это неожиданностью не было?

— Для людей, которые профессионально занимаются Россией, отношениями с Москвой, следят за тем, что в России происходит, — для них, думаю, это неожиданностью не было, — сказал Евгений Киселев в интервью Sobesednik.ru. — Для массового избирателя, для массового обывателя — для многих, я думаю, это впечатляющее откровение.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика