Что Обама, Порошенко и Эрдоган говорили о России за закрытыми дверями

Sobesednik.ru поговорил с экспертами о том, зачем Обама встречался с Порошенко и Эрдоганом и могла ли речь идти о России

Фото: Лидеры Турции и Украины встретились в Вашингтоне с Бараком Обамой // Yasin Bulbul / Global Look Press

Sobesednik.ru поговорил с экспертами о том, зачем Обама встречался с Порошенко и Эрдоганом и могла ли речь идти о России.

Американский лидер встретился с главами Турции и Украины на саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне, который впервые проигнорировала Россия. Буквально до последнего дня эти встречи находились под вопросом, однако лидер принимающей стороны все же нашел место в своем графике для бесед с представителями союзных стран.

Об итогах этих встреч говорить пока рано, однако почти сразу после аудиенции у Барака Обамы Эрдоган предложил России сотрудничество, несмотря на резкую реакцию Москвы на инцидент с Су-24. Украина же в очередной раз обсудила с Америкой крымский вопрос, не забыв при этом и о финансах. Стоит отметить, что здесь Порошенко почти добился успеха – США выделит Украине $1 млрд после смены правительства в стране.

Sobesednik.ru обсудил с экспертами возможные темы встреч Барака Обамы с Петром Порошенко и Реджелом Эрдоганом, в том числе какое место в своих беседах политики могли отвести России и какие решения в отношении Москвы могли быть приняты за закрытыми дверями.

Игорь Павловский, заместитель главного редактора информационного агентства «Regnum»:

– Обсуждать они могут все что угодно – начиная от погоды, заканчивая мерами против России. Вопрос в том, во что выливаются эти обсуждения и насколько может быть реален финал этих обсуждений. А финал, в общем-то и целом, простой и понятный: Украина понемногу сползает в финансовую дыру, вливаний больше не будет, и, скорее всего, ее в ближайшее время кинут.

На сегодняшний момент реальных рычагов давления на Россию ни у одной, ни у другой страны не осталось. Я думаю, что финал будет просто публичный, громкий, то есть они выйдут, сделают какие-то публичные заявления, в очередной раз назовут Россию агрессором, в очередной раз призовут отдать Крым... В общем, на этом все и закончится. Эта поездка имеет этакое дежурное, ритуальное значение – показать украинскому политикуму, что Порошенко рукопожатный.

Алексей Макаркин, политолог, заместитель директора «Центра Политических технологий:

– Речь идет о саммите ядерной безопасности, куда Россия не поехала демонстративно, сказав, что это ей неинтересно. Россия бойкотирует этот саммит, Россия вообще не заинтересована сейчас в каких либо сокращениях ядерных вооружений – она считает, что против нее агрессия, что Америка уже захватила Киев и что в этой ситуации надо не разоружаться, а, наоборот, побольше вооружаться.

Поэтому саммит посвящен ядерной безопасности, а не вопросам того, как Турция и Украина могли бы противодействовать России вместе с Соединенными Штатами Америки. Просто на большой мировой саммит приехали руководители разных государств, и Обама некоторых из них принял.

Интрига была в том, примет ли он Порошенко и Эрдогана с учетом того, что у обоих из них отношения с Россией крайне испорчены. Судя по всему, Обама решил, что ради отношений с Россией не стоит игнорировать партнеров. Все-таки Эрдоган союзник какой-никакой. А Порошенко – это человек, который ориентирован на Америку, как и абсолютное большинство украинской элиты.

Эта встреча с Порошенко и его особенности говорят о том, что Соединенные Штаты по-прежнему уделяют значительное внимание Украине, очень серьезно влияют и на кадровую политику в стране, и на решения в других сферах, которые принимает президент. Вот это все здесь и подтвердилось.

[:image:]

Сергей Марков, директор «Центра политических исследований», экс-депутат Госдумы:

– Мне представляется, что обязательно затрагивались темы России, но в совершенно разном контексте. Наверняка Обама выразил понимание турецкой позиции, связанной в целом с самолетом, кризисом и так далее. Он наверняка не осудил за сбитие российского самолета [Cу-24] напрямую, но наверняка выразил предостережение о том, что не надо развивать конфликт с Россией.

Западные лидеры считают Эрдогана немного неадекватным, поскольку он развязал войну с курдами, тем самым дестабилизировав свою собственную ситуацию. Он стал сотрудничать со слишком радикальными группировками в Сирии, плюс то, что он сбил российский самолет над сирийской территорией, заставив западных лидеров заглянуть в зеркало возможного военного конфликта с ядерной державой, и этим их сильно напугал. Поэтому они боятся перерастания конфликта между Россией и Турцией в военную фазу, и я думаю, что об этом Обама Эрдогана и предупредил.

Эрдоган наверняка спрашивал, на какую поддержку США он может рассчитывать в противостоянии с Россией, и наверняка он получил такой общий ответ. Но я уверен, что конкретно Обама ни по Сирии не будет поддерживать Эрдогана, ни по каким-то попыткам выйти там на Кавказ. В своем заявлении «Атлантике» [нашумевшее интервью президента США изданию Atlantic – прим. ред.] Обама заявил об Эрдогане как о своем самом глубоком разочаровании за все время.

Порошенко – там Россия все время была на столе переговоров. Порошенко все время стращал, пугал Россией и так далее. И, как известно, добился даже выделения денег своему режиму. По Савченко, я думаю, они говорили, но формат этого разговора не очень понятен. Они хотели бы, чтобы Россия просто отпустила Савченко. При этом они понимают, что просто так это не произойдет. Возможно, они обсуждали какие-то возможности обмена, но здесь надо понимать, что Порошенко очень не хочет, чтобы Савченко появилась в Киеве. Дело в том, что когда Савченко сидит в российской тюрьме, – это прекрасный пропагандистский ресурс.

Порошенко наверняка говорил про «список Савченко», который они составили. С Обамой вот этот список Савченко они наверняка могли обсуждать. Так вот, список Савченко очень хорош для Порошенко: он может максимально задействовать Савченко в санкциях против России, усилении санкций и так далее. Это все ему очень выгодно. А если она в Киеве появляется, распиаренная как герой, и с ней ничего не сделаешь? А если «список Савченко» будет принят, Россия в ответ составит свои списки. Ответит симметрично.

[:image:]

Василий Корчмарь, чрезвычайный и полномочный посланник РФ второго класса в отставке:

– То, что наши представители МИД не поехали туда – это правильный шаг, потому что это пропагандистская шумиха, практически шоу – Порошенко, Эрдоган, руководство США, других западных государств... Ничего такого практичного для укрепления и ядерной безопасности, и в мире, и улучшения российско-американских отношений проведение бесед не даст. Это, я бы сказал, такая мышиная политическая игра, попытка посадить Россию напротив Эрдогана и Порошенко.

Эрдоган в последнее время заявляет, что необходимо улучшить добрососедство с Российской Федерацией, но, думаю, они сначала должны извиниться за то, что они сделали с нашим самолетом [Су-24], а уж после этого предлагать что-либо. Но ведь ничего конкретного не предлагают! Главное для Эрдогана было, чтобы весь мир увидел, что американцы его принимают.

Сейчас весь европейский мир в ожидании – будет ли смена правительства на Украине, к чему это приведет, какие там лица появятся, будет ли усилена борьба против коррупции, как будет развиваться оборонная часть Вооруженных сил Украины. Все это будет на первом плане. Американцы курируют Украину, и чувствуется, что где-то они не знают, что делать – ввязли туда, как это было в Ираке, Афганистане... Киев не хочет выполнять минские соглашения и не выполняет.

Какие наши меры должны быть? Мы должны наращивать свое пропагандистское воздействие. Есть уже результаты, мы это видим, но работу нужно продолжать. Идет информационная война, целенаправленная, поэтому здесь нам нужно держаться на политическом поле и понимать через чувство патриотизма, что нам нужно сейчас держаться. Это первый раз, что ли, в нашей истории, когда все были против нас? Сейчас нам нужно укреплять собственные силы. Не обращать внимания на все эти санкции и укреплять наши экономические позиции в Крыму, чтобы там люди почувствовали еще раз, что с Россией жить лучше, удобнее и комфортнее.

Леонид Крутаков, политолог, публицист:

– Я не думаю, что на этих встречах Порошенко может быть маркером каких-то новых санкций против России со стороны США. То, что они будут, – это безусловно, и что они будут продлеваться, сомнений не вызывает, но эти встречи ни при чем. Эти встречи всего лишь означают поощрение политики Порошенко и Эрдогана. Им посылается сигнал, месседж: мол, ребята, все правильно делаете, продолжайте. И поддержка со стороны США их действиям – она по этим встречам очевидна. Это не причина, а, так скажем проявления той политики, которая в целом ведется против России – политики сдерживания и попытки поставить ее на свое место в ряд региональных энергетических держав без всяких претензий на глобальный характер. Здесь не столько санкции являются следствием этих встреч, сколько встречи являются следствиями санкций.

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика