Чем новые шпионские скандалы грозят России и США

Россия попала сразу в два шпионских скандала. Какие последствия ждут страну на фоне сложной международной обстановки, ответили эксперты

Фото: Шпион // Global Look Press

Какие последствия шпионских скандалов ждут Россию на фоне сложной международной обстановки, ответили эксперты.

26 января россиянин Евгений Буряков был задержан в нью-йоркской квартире по обвинению в шпионаже в пользу России. Обвинение утверждает, что Буряков является профессиональным российским разведчиком. А 29 января против жительницы Смоленской области Светланы Давыдовой возбудили уголовное дело по факту государственной измены в пользу Украины.

[:same:]

Может ли обвинение в обоих случаях быть «искусственно выдуманным», какое наказание может грозить Бурякову, и как шпионский скандал с россиянином в США повлияет на мировую обстановку?

Шпион, выйди вон... за что?

Для начала вспомним, что юридически значит «обвинение в шпионаже». Человека можно обвинить в шпионаже только в том случае, если он рассекретил информацию, которая хранится под грифом секретности. В любом другом случае — если данные не несут закрытого характера, то есть не являются секретными — нельзя.

— Шпионаж предполагает получение закрытой, секретной информации, — пояснил бывший разведчик и экс-руководитель Управления правительственной информации РФ Александр Михайлов. — К примеру, любые кулуарные разговоры, если они не защищены грифом, не являются предметом защиты спецслужб.

[:image:]

При этом доказательств, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данные американских спецслужб, никто не предъявляет. На подобной неосведомлённости и могут играть специальные службы США, как, вероятно, происходит сейчас: есть обвинение, но пока не предоставляются факты.

[:rsame:]

— Как правило, в таких ситуациях специальные службы — в данном случае мы говорим о Соединённых Штатах Америки — всегда пытаются найти повод для того, чтобы каким-то образом, используя инструмент специальных служб, демонизировать своего противника, — сообщил Александр Михайлов.

Кроме того, на фоне сложных взаимоотношений России и США, есть вероятность того, что в деле присутствует так называемый политический фактор. С другой стороны, как рассказал нам генерал-майор ФСБ, экс-депутат Государственной думы Александр Гуров, в США существует особый подход к определению так называемой «первичной вины»: человек может «попасться» на шпионаже, если скажет несколько слов, которые покажутся странными сотрудникам спецслужб. Эксперт привёл в пример вычисление террористов по ключевым словам: «патрон», «порох», «взрывчатка».

— Это у нас досконально ходят, смотрят, фотографируют до тех пор, пока не убедятся в чём-либо. У американцев всё проще. Поэтому сказать, что шёл человек, к нему подошли и арестовали, ничего не предъявив, нельзя. Искусственно выдуманным обвинением это быть не может. Ему, думаю, предъявили, но предъявили то, что может быть не связано с реальностью, — объяснил Гуров.

В другой ситуации оказалась жительница Вязьмы Светлана Давыдова, которая не может обвиняться в государственной измене, потому что она не является должностным лицом, которое обладает какими-либо данными, и не давала подписку о неразглашении секретной информации.

— Здесь нет «измены Родине». Если эта гражданка на фоне своих наблюдений сделала какой-то вывод, здесь не содержится какой-то государственной тайны. Мало ли куда военные из части поехали, мало ли какой она вывод сделала. По сути, вообще никакого состава преступления, — заявил Александр Гуров.

[:same:]

Преступление и наказание

В США главными признаками шпионажа являются передача или попытка передачи иностранному правительству, его агентам или гражданам «информации, относящейся к национальной обороне», если лицо действовало с намерением причинить ущерб Соединенным Штатам или имея основания полагать, что это причинит ущерб Соединенным Штатам либо принесет выгоду иностранному государству. Шпионаж карается в США жестче, чем государственная измена: либо смертной казнью, либо лишением свободы на любой срок или пожизненно на усмотрение суда.

По данным СМИ, Евгению Бурякову грозит до десяти лет лишения свободы. Естественно, заранее предугадать итог данной истории мы не можем, однако можем сказать, что повлияет на формирование «срока» россиянину, если его вину не смогут опровергнуть адвокаты. Прежде всего необходимо учитывать, какое в итоге ему предъявят обвинение и что скажет сторона обвинения относительно ущерба: который действия россиянина причинили или могли причинить Соединённым Штатам Америки.

[:image:]

— В целом законодательство Соединённых Штатов Америки очень строгое, — говорит Александр Гуров. — Там может быть и от 5 лет тюрьмы, и пожизненно. Американская фемида не знает предела в данном смысле. Там и по три срока дают. Это удивительная страна. Вы представьте себе: три пожизненных строка или 99 лет. Как гуманно это звучит: пожизненно не дали, на стул электрический не посадили, а дали 99 лет. А ему уже 40.

Также не стоит забывать о том, что на ситуацию влияет политический фактор. Один из наших экспертов уверен даже, что американский суд может не рассмотреть дело по существу, а сразу согласиться с предъявленным обвинениями, не требуя доказательств вины подсудимого.

[:rsame:]

— Вспомните всю историю с Бутом, Ярошенко — в чистом виде провокация, — приводит пример Александр Михайлов. — Вот по логике суд говорит: «Вы требуете санкции на арест гражданина РФ по обвинению в шпионской деятельности. Предъявите нам ту информацию, которую он добывал, которая является закрытой и которая подлежит разглашению». Наверняка суд этого не требовал. Стукнул молотком, и закрыли тему, — строит догадки эксперт.

Также экс-разведчик напомнил, что из человека в условиях несвободы можно «вить верёвки», что, в свою очередь, может повлиять на решение суда — «тем более мы знаем, как работают американские тюремщики»:

— При этом они даже не обозначают характер шпионажа, характер сведений, которые добывал наш гражданин. С таким же успехом можно обвинить любого гражданина РФ за то, что он разглашает данные какие-нибудь или расписание электричек от Нью-Йорка до Бостона.

Согласно же законодательству Российской Федерации, различаются два вида шпионажа: как самостоятельное преступление и как одна из форм государственной измены. Субъектами шпионажа как самостоятельного преступления могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства. Соответственно, граждане РФ за шпионские действия несут ответственность по статье «Государственная измена».

При этом в отношении гражданки России Светланы Давыдовой всё-таки возбудили уголовное дело по статье «Государственная измена». Александр Гуров объяснил это тем, что уголовное дело возбуждается по факту совершения действия:

[:same:]

— Человек создаёт критическую ситуацию, поэтому её действительно могут привлекать к ответственности, — объяснил Гуров.

Однако наш собеседник отметил, что единственное, по чему Давыдову действительно могут осудить, — по статьям «Клевета» или «Разжигание межнациональной розни».

Двойной удар, двойная угроза

США в данной ситуации никак не пострадают — скорее наоборот будут использовать данное событие в собственных целях. На фоне утверждений, поддерживаемых Америкой, о том, что Россия проявляет агрессию по отношению к Украине, нарушает мирные договорённости и несёт ответственность за войну и многочисленные смерти мирных граждан на соседней территории, у США появилось новое доказательство якобы неправомерных действий России в мире.

— Обратите внимание на то, как синхронно это дело происходит, — подчеркивает экс-разведчик Михайлов. — Не было-не было, и вот тебе шпионский скандал, какие-то разборки — американцы всегда это всё делают очень синхронно. Причём особых форм и методов для достижения политических целей они не выбирают.

С тем, что ситуация принимает политический оборот, согласен и Александр Гуров. А главная цель происходящего, по мнению генерала, связана с идеей «создания из России некоего опасного монстра, угрожающего всем»:

— Нас оттуда исключают, отсюда исключают. Принимаются дикие, несуразные решения, — недоволен Гуров.

Добавим к этому ситуацию со Светланой Давыдовой, которая сообщила о том, что российские войска находятся на территории Украины, тем самым подтвердив главный тезис политических оппонентов нашего государства.

[:image:]

— Я полагаю, что здесь [в ситуации со Светланой Давыдовой — прим. редакции] речь идёт больше о провокационной деятельности, — объясняет Александр Михайлов. — Ведь мы сегодня прекрасно понимаем: конечно, через границу уходит какая-то техника, есть люди, которые выдвигаются на Украину, которые пытаются защитить людей. И, естественно, когда речь идёт о передаче противнику — в данном случае будем говорить об украинских силовиках — информации о передвижении российской боевой техники, то это в чистом виде является ничем иным, как шпионажем.

Развитие ситуации, вероятно, будет и дальше способствовать усилению риторики, согласно которой Россия является агрессором. Александр Гуров предполагает, что в этом случае мир ждут серьезные последствия:

[:rsame:]

— Закончиться все может локальной войной, не побоюсь этого слова, небольшой, на территории Европы, но и не исключено, что и ядерной. Пока такая риторика идёт, положение всё дальше и дальше усугубляется.

Единственное, что может сделать Россия, — прибегнуть к репрессалиям, ответу правомерными принудительными мерами политического и экономического характера в ответ на неправомерные действия другого государства.

— Я полагаю, что у моих коллег с Лубянки есть целый шкаф со скелетами, поэтому я считаю, что нужно пачками брать ребят, сажать в «Лефортово» и по такой же схеме с ними разбираться. Тогда эти ребята будут искать выход из положения, — заметил Александр Михайлов.

Не террористы мы, мы сборщики

Как известно, российские шпионы в США были и раньше. В 2010 году десяти гражданам, проживающим в США, были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу России. Среди них Анна Чапман, Патриция Миллз и Майкл Золотти (Наталья Переверзева и Михаил Куцик), Синтия Мерфи и Ричард Мерфи (Лидия и Владимир Гурьевы), Михаил Семенко, Трейси Ли Энн Фолей и Дональд Говард Хэтфилд (Елена Вавилова и Андрей Безруков), Хуан Лазаро и Вики Пелаез (Михаил Васенков и Вики Пелаез).

[:image:]

Тогда на взаимоотношениях между Россией и США этот инцидент не отразился. После суда, где все, кроме Вики Пелаез (утверждавшей, что не является шпионкой и ничего не знала про деятельность своего мужа), признались в совершении преступлений, которые им вменяла американская Фемида, и шпионов обменяли на американских граждан, которые отбывали тюремный срок за шпионаж в РФ.

Любопытно, что власти Российской Федерации не наказали проваливших задание шпионов — Владимир Путин, который в 2010 году занимал пост премьер-министра РФ, поддержал опальных разведчиков, выразив уверенность, что они будут «работать на достойных местах» в течение своей «интересной и яркой жизни».

[:same:]

— Раньше всё было более деликатно, — поясняет Александр Гуров. — Во времена Советского Союза при задержании шпиона другой страны об этом событии не кричали, потому что все понимали, какая это работа. Тут аккуратно задерживали американского шпиона или, наоборот, нашего там задерживали — и на этом всё и кончалось. Никакого шума, скандала не было. Теперь это производится очень грубо и используется больше в политических целях.

— В самом деле Чапман и компания — это не те шпионы-террористы, что кого-то расстреливают, а лишь сборщики информации, — резюмировал Александр Михайлов. — Однако если раньше существовало негласное правило о том, что конфликт между спецслужбами не должен влиять на международные отношения, то сейчас всё чаще и чаще спецслужбы, следуя на поводу у политической ситуации, начинают использовать обратный механизм. И ребята, увы, пытаются прыгнуть в последний вагон уходящего поезда.

Напомним, Евгений Буряков был задержан в понедельник, 26 января по обвинению в шпионаже. В США он работал заместителем представителя отделения «Внешэкономбанка». По мнению следствия, на самом деле россиянин занимался сбором информации о работе американской фондовой биржи и влиянии западных санкций на российскую экономику. Сам Буряков вину отрицает и надеется на то, что адвокаты смогут доказать его невиновность.

29 января появилась информация о том, что против жительницы Смоленской области Светланы Давыдовой возбудили уголовное дело по факту государственной измены в пользу Украины. Якобы Давыдова в апреле 2014 года обратилась в украинское посольство, рассказав, что соседняя с её домом военная часть опустела, а солдаты могли быть направлены в Донбасс — последний вывод она сделала из разговора неизвестного мужчины в военной форме, который случайно услышала по телефону. В настоящее время женщина находится в СИЗО «Лефортово».

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика